ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ В ТЕННИСЕ

Автор:

к.п.н. профессор Т.С.Иванова

Современный спорт и, в частности, теннис достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Нередко исход спортивных соревнований в значительной степени определяется возможностями и резервами психики спортсмена, так называемыми психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить, психологический настрой и т.д. - нередко приводят к победе над более сильным соперником, который недооценил противника и вступил в борьбу в состоянии меньшей психологической мобилизованности.

В научно-методической литературе анализируются вопросы, затрагивающие деятельность практического психолога, работающего в области спорта и отражающие содержание психологической подготовки (Н.А.Худадов, А.А.Лалаян, А.В.Родионов, Г.Д. Горбунов, В.М.Мельников, И. М. Волков, О.В. Дашкевич, А.В. Алексеев, Ю.А.Коломейцев, С.Д. Невер-кович, А.Н.Романин, Н. Стамбулова, Е.Н.Калинин, Г.Б.Горская, Т.А.Королева, А.Я.Корх, Б.Дж. Кретти, Р. Найдиффер, Э. Хан и др.).

Представления о психологической подготовке, как и сама практическая работа в этом направлении, постоянно обогащаются и развиваются.

Теннис – игра, а игра – это модель жизни, в которой проявляется весь спектр человеческих свойств личности и качеств. Наличие способностей, необходимое, но не достаточное условие достижение успеха. Способности подкрепляются всесторонней подготовкой, в ходе которой появляются навыки и умения для реализации способностей в деятельности. Тренер должен исходить из индивидуальных особенностей ученика: раскрывать его достоинства, строить на них игру, формировать индивидуальный стиль, нивелировать недостатки.

Анализируя психологические аспекты игры в теннис, выделим факторы, от которых зависит возможность достижения успеха.

Фактор «быстродействия» - это необходимость быстро среагировать и своевременно принять и переработать возникающую информацию, прогнозировать возможные варианты действий и принимать не просто рациональные, а оперативные решения. Естественно, это не отменяет классическое представление, связанное с быстротой выполнения движений, но расширяет его, учитывая необходимость теннисисту действовать в сложных и быстро меняющихся игровых ситуациях.

Фактор «обеспечения точности действий». Своевременные действия теннисиста должны быть и точными. Мяч должен быть послан не просто на другую сторону корта, а в то место, откуда отыграть его сопернику будет очень сложно. Решить проблему точности действий помогают верная оценка пространственных и временных характеристик движущегося мяча (точность реакции на движущийся объект), тонкие кинестетические (мышечно-двигательные) ощущения, точность дифференцировки мышечных усилий, сенсомоторная координация, возможность не просто действовать в высоком темпе, но и дифференцировать его применительно к происходящему на площадке.

Фактор «стабильности» определяют устойчивая психика, которая проявляется в возможности сохранить устойчивое внимание на протяжении всего матча, стабильность всех технических элементов. Как бы не складывалась ситуация на корте, главным мерилом ее эффективности будет отсутствие невынужденых ошибок.

Ф актор «ориентировки» составляют те показатели, которые определяют «быстродействие »: скорость сенсомоторных реакций, приема и переработки информации, точность вероятностного прогнозирования, рациональность и быстрота оперативного мышления, а также распределение, интенсивность, объем и переключаемость внимания, точность глубинного зрения.

Ф актор «личности» играет колоссальную роль. Каковы бы ни были уровни проанализированных факторов, не забываем, что теннис – это и единоборство, схватка личностей. Целеустремленность, воля к победе, а, следовательно, оптимальная мотивация и уровень притязаний – движущая сила успеха. Но, изучая личность теннисиста, необходимо понимать, что здесь, в отличие от других факторов, не все укладывается в однозначные слова «хорошо» или «плохо». Тренер и психолог, работающие с теннисистом, должны понять сущность его личности и на основе этих данных строить процесс общения и управления учеником.

Особое значение в каждом конкретном матче, игровой ситуации приобретает фактор «состояния». Войти в оптимальное боевое состояние возможно на основе учета всех сведений об индивидуальных особенностях теннисиста, знании средств и методов управления им.

Таким образом, психологические аспекты проявления в теннисе свойств личности и специальных качеств показывают необходимость комплексного и многогранного подхода к психологической подготовке в теннисе. Глубокое представление об их сущности, объективная комплексная психодиагностика, индивидуализация тренировочного процесса и управления в ходе соревновательной деятельности – путь эффективного становления теннисиста, направленного на достижение высоких спортивных результатов.

В процессе психологической подготовки задействованы не только психологи, но и тренеры, обладающие психолого-педагогическими знаниями и навыками. Спортсмен сегодня является не просто объектом воздействия тренера или психолога, а полноправным участником процесса подготовки.

В совокупности работа психолога-тренера-спортсмена охватывает вопросы психодиагностики, выявления и коррекции индивидуальных особенностей спортсменов, связанных с проявлениями личностных особенностей, психофизиологических качеств, эмоциональных состояний, формирования наиболее оптимального стиля деятельности, психологической реабилитации, психогигиены, психопрофилактики. Решение этих проблем позволит повысить эффективность тренировочного и соревновательного процесса подготовки теннисистов различных возрастов и уровней подготовленности, значительно обогатит арсенал средств деятельности тренера, расширит кругозор спортсмена.