Содержание гимнастики и ее методические особенности

Каждое из основных средств системы физического воспитания, в том числе и гимнастика, характеризуется особым содержанием, т. е. специфическими физическими упражнениями, методами применения их и обучения им, а также формами организации занятий.

Гимнастические упражнения представляют собой исторически сложившиеся формы, созданные на основе анатомически возможных для человека движений с целью воздействия на его организм. Основой для их разработки послужили знания об устройстве организма человека, о влиянии на него этих упражнений и практический опыт применения их. По мере развития науки о физическом воспитании и научно-методической разработки гимнастики гимнастические упражнения и методы их применения совершенствуются.

К наиболее типичным для гимнастики специально разработанным упражнениям относятся следующие их группы: строевые и порядковые упражнения, общеразвивающие, акробатические, вольные упражнения, большинство прыжков (главным образом опорных), упражнения на снарядах (перекладине, брусьях и т. п.) и упражнения художественной гимнастики.

Разнообразие форм и вариантов этих упражнений, а также их количество весьма велико. Эта особенность гимнастики обеспечивает не только разностороннее, но и избирательное воздействие на организм занимающихся (т. е. на отдельные части тела и даже мышцы и суставы), что делает гимнастику основным средством общего физического развития занимающихся любого пола, возраста, подготовленности и состояния здоровья.

Кроме перечисленных упражнений в гимнастике широко применяются подвижные игры, а также такие прикладные упражнения, как ходьба, бег, метание, некоторые формы поднимания и переноски тяжестей, прыжки, лазание, упражнения в равновесии, переползании и преодолении различных препятствий. Помимо упражнений, имеющих жизненно необходимое значение, используются и разнообразные гимнастические формы их в целях развития основных двигательных качеств.

Изучение большого количества упражнений, обладающих единой технической основой, способствует прочному овладению общими основами этих важных в жизненной практике движений, что также является типичным для гимнастики. Такой путь овладения основными движениями с успехом используется в гимнастике и при изучении упражнений других групп.

Характерной особенностью гимнастики является наличие специальной терминологии, причиной возникновения которой послужило большое количество упражнений, не встречающихся в повседневной практике.

Кроме упражнений типично гимнастических, в практике гимнастики в качестве вспомогательных средств применяются спортивные упражнения, некоторые спортивные игры, прогулки, походы ит. п. главным образом, в целях более разносторонней общей физической подготовки и более эффективного гигиенического воздействия на занимающихся.

Основной формой организации занятий гимнастикой является урок, проводимый всегда по точному плану. Характер гимнастических упражнений и методика проведения гимнастического урока дают возможность относительно точно заранее определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический результат.

Выбор упражнений и методов их применения, а также структура урока и методика его проведения подчинены в гимнастике общим и частным задачам системы физического воспитания. Гимнастика имеет свои методические особенности, которые позволяют широко применять ее для занимающихся любого возраста, пола и любой подготовленности.

К ним относятся:

1. Разносторонность воздействия на организм – с помощью гимнастики успешно решаются задачи как общего физического развития, так и разностороннего совершенствования двигательных способностей человека.

2. Большое количество разнообразных специально разработанных упражнений и специфические особенности методики их применения; эта особенность гимнастики дает возможность решать общие и частные задачи гимнастики разнообразными путями и средствами и относительно избирательно воздействовать на развитие отдельных систем организма, на отдельные части тела и на отдельные мышцы и суставы, когда в этом имеется необходимость.

3. Строгая регламентация педагогического процесса и в связи с этим возможность относительно точно регулировать эффективность занятий и влияние физических упражнений на занимающихся.