Основы нотной грамоты:

Для записи музыки используются специальные знаки — ноты. Нота состоит из головки, штиля (палочки, которая может смотреть как вверх, так и вниз), флажка (хвостика в верхней части штиля справа от него). В зависимости от длительности ноты она может иметь или не иметь штиль, ее головка может быть заштрихованной или незаштрихованной, на штиле может располагаться один или несколько флажков.

Ноты располагаются на нотном стане (нотоносце), состоящем из 5 параллельных линий. Ноты могут находиться как на линиях, так и между ними. Если 5 линий нотного стана не хватает, чтобы отобразить высоту той или иной ноты, к ним добавляются дополнительные линейки сверху или снизу, в зависимости от ноты, которую необходимо получить. При этом дополнительная линейка изображается не полностью, а только на том месте, где располагается нужная нота.

В начале нотного стана располагается специальный знак — скрипичный ключ. Он показывает, что на 2 линейке снизу находится нота соль, поэтому иногда называется ключом соль.

Музыкальные звуки, расположенные подряд от самых низких до самых высоких, образуют музыкальный звуковой ряд. Основные звуки звукоряда — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — называются ступенями. Семь ступеней звукоряда составляют октаву. Всего насчитывается 9 октав. Октава, включающая самые низкие звуки, называется субконтроктавой. За ней в порядке повышения высоты звуков следуют контроктава, большая, малая, 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я октавы. Акустическая гитара полностью включает в себя малую, 1-ю, 2-ю и 3-ю октавы (при игре ноты 3-й октавы почти не используются). Гитаристу необходимо хорошо знать расположение нот на грифе гитары. Изучать гриф удобнее всего отдельно на каждой струне.

“Помимо скрипичного, существует еще так называемый басовый ключ. В скрипичном ключе принято записывать ноты, расположенные начиная от малой октавы и выше, в басовом ключе — все, что ниже малой октавы.”

Длительность нот в музыкальных произведениях чаще всего неодинакова, долгие и короткие звуки в них чередуются между собой. В нотной записи существует специальный способ обозначения нот разной длительности. Самая долгая нота — целая. Пока она звучит, можно успеть произвести следующий счет: раз-и-два-и-три-и-четы-ре-и. Данная нота обозначается незаштрихованным кружком.

“Если не знать длительности нот, особенности композиции, записанной с помощью нотной записи, не будут полностью переданы.”

Если целую ноту разделить на 2 равные части, то получатся 2 половинные ноты. Половинная нота тянется: раз-и-два-и. Обозначается незаштрихованным кружком со штилем. При делении половинной ноты на 2 получаются 2 так называемые четвертные ноты (четверти). Длительность каждой из них: раз-и. Четвертные ноты обозначаются заштрихованными кружками со штилями. Четвертная нота, разделенная на 2, дает 2 восьмые ноты. Восьмая нота тянется: раз или и. Обозначается заштрихованным кружком со штилем и флажком. Деление на 2 восьмой ноты дает 2 шестнадцатые ноты. Длительность шестнадцатой ноты такова, что на счет «раз» или «и» требуется сыграть 2 ноты. Эти ноты обозначаются заштрихованными кружками со штилями и 2 флажками. Таким образом, целая нота равна двум половинным, четырем четвертям и т. д. Для облегчения чтения нот восьмые и более короткие ноты группируются, т. е. их штили соединяются между собой горизонтальной чертой — ребром (восьмые), двумя ребрами (шестнадцатые) и т. д.

Точка, стоящая справа у ноты, означает, что длительность данной ноты должна быть увеличена на половину. В некоторых случаях для увеличения длительности нот используется лига. Этот знак представляет собой дугообразную линию, посредством которой соединяются следующие одна за другой ноты, обозначающие звуки одинаковой высоты. Лига продлевает звучание 1-й ноты на величину всех последующих, объединенных ею, нот одинаковой высоты. Иными словами, извлекается только один звук, а длительность его определяется суммарной длительностью залигованных нот.

“Двойные точки для увеличения длительности нот используются довольно редко. Вторая точка, поставленная после 1-й, увеличивает ноту еще на 1/4 ее изначальной длительности (или на 1/2 длительности 1-й точки).”

Французская лига по своему внешнему виду схожа с обычной, но, в отличие от нее, она не объединяет одинаковые по высоте звуки, а, начинаясь от одной ноты, другим концом как бы повисает в воздухе.

Французская лига указывает на то, что звучание ноты, от которой она начинается, желательно выдержать сверх указанной самой нотой длительности по усмотрению исполнителя.

В музыкальных произведениях одни ноты всегда звучат сильнее, чем другие. Чередуясь в определенной последовательности, сильные и слабые доли создают определенный ритм. Своеобразной единицей этого ритма является повторяющееся сочетание из сильной и одной или нескольких слабых долей — такт. Такты отделяются друг от друга вертикальной разделительной линией — тактовой чертой. В конце музыкального произведения обычно ставится двойная тактовая черта. Двоеточие перед двойной тактовой чертой (знак репризы) говорит о том, что пьесу нужно повторить сначала. На долю такта приходится одна (реже несколько нот) нота определенной длительности. Дробь, которая записывается сразу после скрипичного ключа, указывает на размер такта. Верхняя цифра дроби показывает, сколько долей в такте, а нижняя — какую длительность имеет каждая доля.

Например, размер 4/4 (четыре четверых) говорит о том, что в каждый такт помещается 4 ноты с длительностью 1/4. Также этот такт может вместить в себя 8 восьмых, 2 половинных или 1 целую ноту. Наиболее простые размеры — двухдольные (2/2, 2/4). В них за сильной долей следует слабая. В трехдольных размерах (3/2, 3/4, 3/8) за сильной долей следуют 2 слабые. Иногда какую-либо длительность необходимо разделить не на 2 части, а, например, на 3. В этом случае используется триоль — ритмическая фигура из 3 нот, вместе равных по длительности 2 нотам той же долготы. В нотной записи триоль обозначается квадратной скобкой с цифрой 3 над или под группой нот.

Слияние двух и более простых размеров приводит к образованию сложных размеров. Сложный метр имеет несколько сильных долей. Их количество соответствует количеству простых метров, входящих в его состав. Как правило, акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными.

“Такт, стоящий в начале музыкального произведения, может быть неполным, т. е. начинаться не с 1-й доли, а со 2-й или 3-й. Такой такт называется затактом.”

Иногда с целью усиления выразительности произведения акцент в такте смещается с сильной доли на слабую. В двухчетвертном такте перемещение происходит с 1-й доли на 2-ю; в трехчетвертном — с 1-й на 2-ю или 3-ю; в сложном четырехчетвертном такте — с 1-й или 3-й на 2-ю или 4-ю. Это явление в музыке обозначается термином «синкопа». Синкопа имеет место в следующих случаях:

— на слабую долю такта выставлен акцент (акцент выставляется над нотой в виде знака «>»);

— на сильную долю такта приходится нота, по длительности меньшая, чем нота, приходящаяся на слабую долю такта;

— на сильную долю такта приходится пауза.

Музыкальное произведение состоит не только из нот, но и из пауз между нотами. Во многом именно за счет пауз в произведении прослеживается определенный ритм. Также, как и ноты, паузы могут быть целыми, половинными, четвертными, восьмыми, шестнадцатыми и т. д. Целая пауза равна по длительности целой ноте, половинная пауза — половинной ноте, четвертная па уза — четвертной ноте и т. д. Во время паузы необходимо сосредоточить все свое внимание на счете. Если этого не сделать, выдержать требуемый ритм до конца произведения практически невозможно.

Темп музыкального произведения:

Скорость исполнения музыкального произведения зависит от темпа, который указывается в начале но тной записи над нотным станом после нотного ключа, знаков альтерации и размера. Темп исполнения пишется на итальянском языке (иногда в квадратных скобках дается русский перевод). Ниже приводится список наиболее часто используемых темпов.

Grave [граве] — тяжело, очень медленно. Самый медленный темп из возможных.

Largo [лярго] — буквально «широко», протяжно.

Larghetto [ларгетто] — довольно медленно и протяжно, но несколько подвижнее, чем largo.

Lento [ленто] — медленно.

Adagio [адажио] — медленно (медленнее, чем andante, но подвижнее, чем largo), спокойно.

Andante [анданте] — не спеша.

Andantino [андантино] — неторопливо (подвижнее, чем andante).

Moderato [модерато] — умеренно (среднее между andantino и allegro).

Allegretto [аллегретто] — довольно быстро, но медленнее, чем allegro, и быстрее, чем andante.

Allegro [аллегро] — «весело», скоро.

Vivace [виваче] — быстро, живо.

Presto [престо] — очень быстро.

Prestissimo [престиссимо] — исключительно быстро (быстрее, чем presto).

Animato [анимато] — одушевленно.

“Паузы особо полезны в музыкальных произведениях, сочиненных для нескольких инструментов. Они позволяют исполнителю не сбиваться с общего ритма в тех случаях, когда его инструмент временно не звучит.”

На протяжении одного музыкального произведения темп его исполнения может меняться. В этом случае используются специальные термины, определяющие изменение скорости исполнения.

Accelerando, сокращенно accel [аччелерандо]— ускоряя.

Rallentando, сокращенно rall [ралентандо] — постепенно замедляя.

Ritardando, сокращенно rit [ритардандо] — задерживая.

А tempo [а тэмпо] — в первоначальном темпе.

Динамические оттенки исполнения:

Помимо музыкальных темпов, существуют динамические обозначения, указывающие на динамический уровень исполнения, т. е. оттенок громкости звучания, и его изменения. В нотах для гитары динамические обозначения пишутся под нотным станом. Ниже приводится список наиболее динамических оттенков.

Piano, сокращенно p [пиано] — тихо.

Pianissimo, сокращенно pp [пианиссимо] — очень тихо.

Piano-pianissimo, сокращенно ppp [пиано пианиссимо] — чрезвычайно тихо.

Mezzo piano, сокращенно mp [меццо пиано] — не очень тихо.

Mezzo forte, сокращенно mf [меццо форте] — не очень громко.

Forte, сокращенно f [форте] — громко.

Fortissimo, сокращенно ff [фортиссимо] — очень громко.

Forte-fortissimo, сокращенно fff [форте фортиссимо] — чрезвычайно громко.

Sforzando, сокращенно sf [сфорцандо] — внезапный акцент на звуке или аккорде, его усиление.

Diminuendo [диминуэндо] — постепенное ослабление громкости звучания.

Crescendo [крещендо] — постепенное усиление громкости звучания.

Subito [субито] — внезапная смена динамического оттенка.

Знак «>» — акцентирование, выделение какого-то определенного звука. В отличие от других динамических обозначений знак акцента может быть выставлен как под нотным станом, так и над ним.

Музыкальные интервалы. Знаки альтерации. Гамма. Тональность:

Ноты различаются между собой по высоте. Разность по высоте двух нот называется интервалом. Из рисунка видно, что между нотами ми и фа, а также си и до расстояние в 1 лад, между всеми остальными — 2 лада. Расстояние в 1 лад в музыкальной терминологии называется полутон. Расстояние в 2 лада равно 2 полутонам или 1 тону. Ноту, находящуюся, например, на полтона выше ноты соль (и, соответственно, на полтона ниже ля), принято обозначать соль # (соль диез) или, что то же самое, ля b (ля бемоль). Диез (#) и бемоль (b) называются знаками альте рации. Первый из них повышает ноту на полтона, второй — понижает ее на полтона. Таким образом, все ноты, начиная с до, можно записать следующим образом: до — до # (ре b) — ре — ре # (ми b) — ми — фа — фа # (соль b) — соль — соль # (ля b) — ля — ля # (си b) — си — до — …

Знаки альтерации могут стоять как непосредственно перед нотой, так и между скрипичным ключом и цифрами размера. В первом случае знак альтерации действует только на ноту, к которой он относится, во втором — на протяжении всего произведения. Последовательность 7 ступеней звукоряда, расположенных определенным образом, называется гаммой.

“К знакам альтерации относится также бекар, который отменяет ранее используемый диез или бемоль.”

Звуки в гамме также называются ступенями. 1-й звук — 1-я ступень, 2-й звук — 2-я ступень и т. д. Таким образом, всего в гамме насчитывается 7 ступеней. I ступень гаммы называется тоникой (Т). Она дает название всей гамме и является отправной точкой для ее построения. Остальные ступени гаммы также имеют собственные названия:

— II ступень — нисходящий вводный звук;

— III ступень — медианта;

— IV ступень — субдоминанта (S);

— V ступень — доминанта (D);

— VI ступень — субмедианта;

— VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) — главные ступени гаммы. I, III и V ступени считаются устойчивыми ступенями гаммы и образуют ее основу — тоническое трезвучие. II, IV, VI и VII ступени лада — неустойчивые. Гаммы могут относиться к тому или иному ладу (не путать с ладами на грифе гитары). Самые распространенные лады — мажорный и минорный. Соответственно, различают два основных вида гамм: мажорные и минорные. Натуральная мажорная гамма строится по принципу: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. То есть расстояние между I и II ступенями составляет 1 тон, между II и III ступенями — 1 тон, между III и IV ступенями — полтона и т. д. Пример мажорной гаммы — гамма до мажор (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до следующей октавы).

Помимо натуральных, существуют также гармонический и мелодический виды мажорных гамм. В гармонической мажорной гамме на полтона понижена VI ступень.

В мелодической мажорной гамме на полтона понижены VI и VII ступени. Такие гаммы используются в музыке довольно редко.

Натуральная минорная гамма строится по принципу: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Пример минорной гаммы — гамма ля минор (ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля следующей октавы).

Кроме натуральных, в музыке довольно часто встречаются гармонические и мелодические минорные гаммы. В гармонической минорной гамме на полтона повышена VII ступень. Мелодическая минорная гамма отличается от натуральной повышенными VI и VII ступенями при движении вверх, а при движении вниз мелодический минор звучит как натуральный.

“Гаммы до мажор и ля минор имеют одинаковый набор звуков, но 1-я из них начинается со звука до, а 2-я — со звука ля. Они называются параллельными.”

Итак, интервал между соседними ступенями гаммы может составлять полтона или тон. В музыкальной терминологии такой интервал называется секундой (полтона — малая секунда, тон — большая секунда). Вообще же ступени гаммы могут отстоять друг от друга на следующие интервалы:

— терция: 1,5 тона — малая, 2 тона — большая;

— кварта: 2,5 тона — малая, 3 тона — большая;

— квинта — 3,5 тона;

— секста: 4 тона — малая, 4,5 тона — большая;

— септима: 5 тонов — малая, 5,5 тона — большая;

— октава — 6 тонов.

Один и тот же звук, повторенный дважды, представляет собой музыкальный интервал, равный 0 тонов. Такой интервал называется примой. Гамма, в которой расстояние между всеми соседними ступенями составляет 1 полутон, называется хроматической.

Если мелодия составлена из нот определенной гаммы, например ре мажор, то говорят, что она звучит в тональности ре мажор. Самый устойчивый основной звук данной мелодии — ре (тоника гаммы). Это же произведение можно сыграть в другой тональности, например ми мажор. В этом случае основным звуком будет ми — тоника ми-мажорной гаммы.