ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ГИМНАСТИКЕ

ОБУЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Донской Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники. Изд. ФиС, М. 1971.

Лекция 9

План:

1. Обучение, цели и задачи обучения.

2. Особенности формирования двигательных на­выков в гимнастике.

3. Реализация дидактических принципов в обу­чении гимнастическими упражнениями.

4. Основные методы и методические приемы обу­чения гимнастическим упражнениям.

5. Структура обучения гимнастическим упраж­нениям.

6. Вопросы для самоподготовки.

7. Рекомендуемая литература.

Обучение — это совместная деятельность учителя и ученика, тренера и гимнаста, направленная на вооружение занимающихся системой знаний, умений и навыков на воспитание их двигатель­ных волевых и нравственных качеств. Главной задачей обучения в гимнастике является формирование у занимающихся конкрет­ных двигательных умений и навыков. Двигательные умения и навыки представляют собой определенные способы управления движениями. Двигательное умение — это приобретенная на ос­нове знаний и опыта способность неавтоматизированно управлять движениями. Двигательный навык это форма управления движе­нием ведущее начало в котором принадлежит автоматиз­мам в нервной регуляции движением. Под двигательным на­выком в гимнастике понимают усвоенные движения или упраж­нения на гимнастических снарядах, прыжках, акробатике и т. д. Гимнастические упражнения представляют собой искусственные формы движения, в большинстве своем ациклического характера, имеющие самые различные пространственно-временные, динами­ческие и ритмические характеристики.

Процесс овладения новыми формами движений в гимнастике, подчиняясь общим закономерностям формирования двигатель­ных навыков, имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при обучении упражнениям. Большинство гимнастических упражнений по своей координационной структуре не имеют сходства с обычными движениями повседневной жизни, и являются для гимнастов совершенно новыми формами движе­ний, отсюда относительная трудность создания правильного пред­ставления о разучиваемом двигательном акте. Поэтому в началь­ной стадии формирования многих гимнастических двигательных навыков важную роль играет помощь гимнасту в поиске необхо­димых аналогий. Важное место в этом занимают подводящие уп­ражнения.

Все упражнения в гимнастике должны выполняться в так на­зываемом гимнастическом стиле: с красивой осанкой, с прямы­ми ногами, оттянутыми носками. Этот стиль формируется не сра­зу. Для того, чтобы его сформировать необходима кропотливая работа со стороны учеников и тренера. Формировать гимнасти­ческий стиль лучше всего на фоне выполнения простых гимнасти­ческих упражнений, а также в процессе занятий хореографией.

Чтобы успешно выступить на соревнованиях, гимнаст должен владеть устойчивыми и стабильными двигательными навыками, составляющими его комбинации. Но эти навыки должны быть пластичными, позволяющими варьировать в необходимых пре­делах способы выполнения двигательных действий. Это очень важно, т. к. одни и те же элементы могут выполняться из разных исходных положений и в различных сочетаниях. Совместить эти два требования при формировании гимнастического двигатель­ного навыка возможно при правильной организации учебного процесса. Своевременное, постепенное изменение условий обу­чения, рациональное сочетание выполнения упражнений в изме­няющихся и стандартных условиях.

В связи с обилием и разнообразием форм движений в спор­тивной гимнастике необходимо обращать особое внимание на взаимодействие навыков. Ранее приобретенные навыки могут по механизму так называемого переноса облегать (положительный перенос) или затруднять (отрицательный перенос) формирова­ние новых двигательных навыков. Поэтому учебный процесс на­до планировать так, чтобы максимально использовать положи­тельный перенос навыков и по возможности избежать отрицательного влияния переноса. При этом необходимо знать, что по мере освоения движений характер взаимодействия навыков ме­няется. Чем прочнее становятся двигательные навыки, тем в меньшей мере они подвержены влиянию отрицательного перено­са. Сходные элементы, быстрее осваиваются гимнастами при пос­ледовательном прохождении. Не следует одновременно изучать элементы сходные в деталях, но различающиеся по всей техни­ческой основе, или же сходные по технике упражнения, имеющие различия в деталях. Нецелесообразно, например, одновременно изучать подъем махом вперед на брусьях и на кольцах, или пе­реворот назад и сальто назад в акробатике. В первом случае при одновременном изучении подъемов у гимнаста могут возникать дополнительные трудности дифференцировать детали техники, во втором случае при одновременном изучении переворота на­зад в группировке сталкиваются два противоборствующих навы­ка, что сильно усложнит обучение названных элементов.

Чтобы правильно организовать учебно-тренировочный про­цесс нужно хорошо представить возрастные и половые особен­ности гимнастов при формировании двигательных навыков. Так дети и подростки сравнительно легко овладевают весьма слож­ными по координации движениями, выполнение которых не тре­бует значительных усилий. В то же время несложные по технике упражнения силового характера становятся малодоступными для юных гимнастов. Женщины уступают мужчинам в упражне­ниях, требующих проявления силовых и скоростно-силовых ка­честв, но зато легче овладевают элементами, связанными с про­явлением гибкости и пластичности, превосходят мужчин по коор­динационной точности, выразительности и ритмичности движений.