Отношения между родителями и детьми

Признаёте Вы это или нет, но главная работа родителей заключается в подготовке ребёнка к взрослой жизни. Давая детям любовь и защиту, родители помогают ребёнку почувствовать эмоциональную стабильность, и через надлежащую дисциплину обучить ребёнка значению сотрудничества и ответственности. Так они направляют ребёнка к такому укладу жизни, который даст уверенную в себе, хорошо сбалансированную личность.

Полной гармонии в отношениях между родителями и ребёнком трудно достичь в силу разности в возрасте ("другое поколение"). Когда человек становится родителем, он имеет обыкновение забывать, как он вёл себя, будучи ребёнком, или даже вообще был ли он им когда-то. Взрослым необходимо напоминать, что дети совсем не "недоделанные" взрослые, а индивидуальности с различными собственными личностными чертами; что их личностные черты и характеры проходят через процесс формирования; и что на этот процесс формирования оказывает влияние их реакции на своих родителей, семью, домашнюю обстановку.

Библейская притча 22:6 гласит: "Отправьте ребёнка той дорогой, которой ему должно идти и тогда, став старым, он не свернёт с пути. " Физиология, которая учит, что первые семь лет являются самыми главными для формирования стереотипов поведения, согласится с этим. Это период, когда складываются личные привычки и когда укореняются устойчивые тенденции поведения или комплексы. В астрологии - это Лунный цикл индивидуального развития.

В течение моей жизни я видела многих родителей и наблюдала, как они справляются со своими детьми. Я встречала много любящих родителей (большинство родителей действительно любят своих отпрысков), и много интеллигентных, действующих из лучших побуждений, и сознательных, честных родителей, но мало тех, которые уравновешивали бы любовь и нежность с общей разумной эффективностью в воспитании молодого поколения. Несмотря на все книги по детской психологии, большинство родителей оказываются или чересчур мягки, или чересчур строги, или слишком заботливы или слишком невнимательны. Они всё ещё реагируют на своих детей и управляются с ними с позиции своих собственных эмоций и личных пристрастий. Они либо хотят доминировать, либо в них пробуждаются собственнические чувства, или, возможно, наоборот, слишком терпимы и нестроги, потакая капризам ребёнка. При определении будущего ребёнка большинство родителей исходят из того, что они сами хотят для ребёнка, и не обязательно из того, что возможно более подошло самому ребёнку. Они загоняют ребёнка в некий шаблон их собственного производства, вместо того, чтобы учить ребёнка безлично развитию его лучших качеств и способностей.

Многие родители непоследовательны, что смущает детей и влияет на их ответное чувство к родителям. Например, я знала одного отца, который в плохом настроении мог рассердиться на сына по незначительному поводу, но в другой раз мог смеяться над ним из-за такого же пустяка. Естественно, сын приходил в замешательство от того, является ли его поступок допустимым или нет.

Другой момент, который родители часто упускают из вида - их дети должны всё-таки найти в своей собственной природе устремления, присущие их индивидуальности. Когда родители обнаруживают в детях свои собственные недостатки, они наверно забывают, что дети просто наследуют их склонности, предрасположенности. Если эта черта характера ребёнка является нежелательной, лучший путь для родителей - истребить её в самих себе. Другими словами, родитель должен подавать пример в тех достойных качествах, которые он хотел бы пробудить и развить в ребёнке. Дети имеют склонность подражать родителям, по крайне мере некоторым их привычкам, и чаще всего тем, которые наименее заслуживают похвалы.

Родители должен помнить, что они являются первыми учителями ребёнка. Они начинают обучать ребёнка с того момента, когда он начал осознавать окружающую действительность, а возможно - даже со второго месяца младенчества. На этом раннем этапе мы говорим об обучении скорее как о "создании соответствующих условий", используя популярный у психологов термин "кондиционирование" (conditioning). "Кондиционирование" - это формирование (или воспитание) привычек. Вначале воспитываются функциональные, физиологические привычки питания, сна и идёт отучение от вредных привычек. В результате ребёнок превращается в человека общественного, а не в человека животного. Позже, когда ребёнок всё больше начинает осознавать окружающий мир, его энергия начинает направляться на игры, и его ощущения - зрение, слух, осязание - развиваются так, что способность к обучению быстро растёт. Когда он начинает разговаривать, его понимание и восприимчивость к обучению ещё сильнее обостряются. На этих стадиях развития родители могут обучать ребёнка, подготавливать его сознание для восприятия того, чему его будут учить в школе. Самыми лучшими учениками становятся те, которые получили определённую дошкольную подготовку. И хотя подгонять развитие ребёнка слишком сильно для его возраста и сознания вряд ли является хорошим решением, тем не менее, он всё равно должен получить все наставления, к которым он проявляет склонность и которые способен воспринять. То большинство детей, которые стремятся к знаниям, легко узнаётся по тем вопросам, которые они задают и тому, что они стараются делать.

Первое важное качество, которое следует привить ребёнку - это послушание; не тупую покорность деспотической воле более сильного, подчинение авторитету физической силы, но послушанию, которое вызвано желанием радовать, доставлять удовольствие, делать приятное. Здесь задача родителей добиться послушания и сотрудничества от ребёнка не в ущерб природной личной инициативе, любознательности и решительности. Такого послушания можно добиться только любовью и терпеливыми наставлениями и объяснениями. Дети хотят знать причины, почему они должны поступать так, а не иначе.

Это понимание редко приходит за один раз, так как дети, как и большинство взрослых, учатся только на ошибках и неудачах. Но, однажды осознав взаимосвязь между причиной и следствием, они начинают слушаться с большей готовностью. Справедливые замечания (внушения) и наказания часто бывают необходимы. Школа воспитания детей, провозглашавшая идею о том, что "пусть ребёнок делает всё, что ему нравится", решительно устарела и сейчас детские психологи осознали, что пословица "пожалеешь розгу - испортишь ребёнка" имеет глубокий смысл.

Родителям следует постараться понять натуру ребёнка и не переживать по каждому незначительному поводу, когда ребёнок ведёт себя не так, как хотелось бы. Родители могут превратить нормального молодого человека в "проблемного ребёнка" попытками проводить "психоанализ" любого его действия. Самое главное - любить ребёнка и иметь ясность в отношении того, что вы хотите от него и почему. Затем будьте терпеливы, используйте своё воображение и чувство юмора.

Другой важный момент заключается в том, что родители должны увидеть в растущем ребёнке стадии становления, через которые дети проходят, увидеть с помощью астрологии в виде циклов развития. Родители не должны ожидать от ребёнка слишком многого на определённой стадии роста. С первого года до примерно четырёх лет он проходит через Лунный цикл развития. В течение этого периода он развивает личные привычки и способность к наблюдению, начинает осознавать и интересоваться тем, что его окружает, стараясь понять и проверить вещи органами чувств - на вкус, осязанием, обонянием, зрением и слухом. Вкус, осязание и зрение развиваются первыми. Вот почему дети хотят всё тянуть в рот; вкус - это одна из способностей, благодаря которым ребёнок узнаёт и осознаёт много вещей. Затем он развивает узнавание с помощью обоняния и слуха. В Лунном цикле основные рефлексы - это рефлексы ощущения и эмоций. Когда то, что слышит ребёнок, начинает согласовываться с мыслительными процессами, и когда он начинает узнавать людей, звуки и значение слов и сравнивать вещи, мы видим признаки работы разума (Меркурий). С речью отношение к родителям всё больше приобретает характер взаимных уступок. Первые семь лет являются самыми важными в том, как дальше будут развиваться личные качества ребёнка, и его отношение к родителям влияет на это.

Примерно от четырёх до двенадцати лет рост ребёнка может быть описан Меркурием. Это период, в течение которого обычный ребёнок развивается быстро и физически, и ментально. Дети учатся, у них появляются свои интересы, они открывают в себе таланты, способности для ментального самовыражения. Они больше разговаривают и больше думают. У них может появиться множество интересов, что поможет родителям угадать особые таланты, которые, возможно, определят их дальнейший путь.

На этом этапе родителям следует позволять ребёнку экспериментировать в поиске используемых инструментов и поощрять любые действия, стимулирующие его интерес, только если они не сопряжены с физической опасностью. Сколь бы мимолётным ни был этот опыт, он помогает ребёнку открыть свои особые способности и склонности. В дальнейшем это поможет ему в выборе подходящей профессии, или станет основой любимого занятия, хобби.

В начале пубертатного периода и в течение периода полового созревания отношения родители - ребёнок вступают в новую стадию. От 12-ти до приблизительно 19-ти лет ребёнок проходит через Венерианский цикл своего развития. Это период полового созревания, когда происходит изменение в секреторных железах, приводящее к превращению ребёнка в мужчину или женщину, говоря биологическим языком. На этом этапе будет возникать много эмоциональных конфликтов, так как одна часть личности уже биологически является зрелой (взрослой), пробуждая стремление к независимости, в то время как другая продолжает желать (по крайней мере, подсознательно) остаться ребёнком под крылом родителей. Это очень сложный период для ребёнка, сталкивающегося со своими желаниями, которых он раньше не знал и смысл которых полностью не постигает. Именно в этот период пробуждаются романтические и сексуальные импульсы. Для многих родителей это время является критическим в воспитании ребёнка. Однако если любовь и доверие между ребёнком и родителями существуют, тот переход, который совершает ребёнок, не будет слишком трудным для него.

Когда юной личности исполняется 21 год, наступает Солнечный период её жизни. На этом этапе следует готовиться к самостоятельности и ответственности, и если предыдущее обучение было надлежащим, человек сможет принять это. Возможно, он ещё будет нуждаться в совете и руководстве родителей (или тех взрослых, с которыми у него доверительные отношения), но это должно быть скорее дружеским советом или наставлением, чем мнением авторитета.

На этом этапе родителям следует быть готовым сдать свою власть над ребёнком, и это не должно их задевать, если их сын или дочь проявляют качества далёкие от характера родителей. Как раз на этом этапе личность начинает демонстрировать свою индивидуальность и открывать реально самого себя. Если его предыдущее обучение дало ему основы хорошего воспитания, образования и подготовило к личной ответственности, родители могут верить, что их отпрыск не совершит больших ошибок в жизни.

Я слышала, как родители делают замечание своему сыну или дочери: "Не знаю, что происходит с тобой, ты никогда так раньше не вёл себя". Астрологи знают, что дети могут меняться по мере того, как они растут и особенно когда они вступают в двадцатилетний возраст, или Солнечный цикл. Но если родители понимают, что ребёнок проходит через этап роста, любые его личностные изменения не покажутся им несообразными (нелогичными, противоречивыми). Значения этого можно увидеть в гороскопе ребёнка исходя из положения Луны, Меркурия, Венеры и затем Солнца.

Также можно рассмотреть и реакцию детей и родителей друг на друга. Аспекты между Луной ребёнка и Планетами родителей в первом цикле, аспекты между Меркурием ребёнка и Планетами родителей в Меркурианском цикле и так далее помогут родителям понять своё возможное влияние на ребёнка и направление реакций ребёнка на родителей на каждой стадии его развития.

Сравнивая гороскопы ребёнка и его родителей, следует сравнить положения Асцендентов с положением Планет и Планетарные взаимоаспекты в каждой карте. Если преобладают гармоничные аспекты, взаимоотношения с ребёнком будут развиваться спокойно. Если же преобладают конфликтные аспекты, могут возникнуть трудности и напряжённость. Наибольшие трудности вызывают квадраты между "злотворными" Планетами. Соединение Солнца и Марса, или Сатурна и Марса, Сатурна и Луны, или Сатурна и Солнца также создают проблемы в урегулировании взаимных отношений родителей и ребёнка.

В случае сильной напряжённости и проблем в урегулировании отношений, родителям следует взять на себя задачу понять, что происходит с ребёнком, и отложить в сторону свои предубеждения (предрассудки) и предпочтения по поводу того, что должен делать их ребёнок или кем стать. Воспитание ребёнка никогда не будет невыполнимой (невозможной) задачей, если родители любят ребёнка, проявляют к нему привязанность и любовь, и настойчивы в воспитании у ребёнка моральных и этических качеств, которые подготовят его к принятию гражданской ответственности в зрелые годы. Больше, чем это, родители сделать не могут.

Иногда, гороскоп одного из родителей более гармонично сочетается с гороскопом ребёнка, чем другого. В этом случае, обладатель более гармоничного сочетания может помочь другому родителю понять ребёнка, и он (или она) смогут лучше уговорить (урезонить) ребёнка, руководить им (направлять его) и помочь ему понять родителей, которые кажутся вступающими с ним в конфликт, в противоречия. Конечно, нужно позаботиться о том, чтобы этот более гармоничный родитель не избаловал ребёнка и не испортил его. Родители должны всегда стремиться к кооперации, сотрудничеству в воспитании ребёнка, поскольку, если их наставления противоречат друг другу, ребёнок непременно воспользуется преимуществом одного из родителей против другого. Если ребёнка, который пускается на такую хитрость, не смущают и не вводят в сомнения различия между родительскими наставлениями, он может стать упрямым, своевольным, своенравным и непокорным, непослушным, враждебным к родителям, которые стараются помочь ему, доминируя над тем, кто ему потакает. Это создаёт серьёзные проблемы в семье, которые негативно отражаются как на обоих родителях, так и на самом ребёнке.

© Л.Сарджент - Любовь и брак