Память невозможно увидеть на рентгеновском снимке, так как в мозге человека нет конкретного места, где его память располагается. Нельзя так же инструментальным методом установить, в хорошем или плохом состоянии память человека. Это означает, что ученым не удалось обнаружить в мозге человека особое место, в котором хранятся наши воспоминания.

Органа нет, есть деятельность

Итак, память не имеет органа. Зато наш мозг способен производить запоминательную деятельность. Деятельность эта происходит в различных структурах головного мозга, одновременно функционирующих во время психологического процесса, результат которого и есть возникновение воспоминаний. Следует упомянуть о том, что этот процесс не является простым. В его осуществлении участвуют несколько связанных между собой сложных подсистем, отвечающих за запоминание, а также существуют различные типы воспоминаний и виды памяти.

Виды памяти

Поскольку память не является простой мыслительной функцией, более адекватным будет представление о ней как о сложном феномене, состоящем из 3 больших подсистем: сенсорной памяти, кратковременной и долговременной памяти. Они функционируют в качестве своеобразных хранилищ, в которых находится информация. Эти подсистемы различаются количеством хранимой информации и временем ее хранения.

Сенсорная память

Это хранилище, в котором запечатлевается информация, полученная от органов чувств. Стимул (звук, речь, мелодия и т. п.), который поступает к сенсорной памяти, не подвергается анализу. Он сохраняется в течение всего лишь 250 миллисекунд, и в тот момент ему не придается большого значения.

Подобное происходит, например, во время разговора, когда один из говорящих осознает, что плохо слышал последнее высказывание собеседника, однако именно тогда, когда он просит его повторить, он сам оказывается в состоянии реконструировать пропущенную фразу. Это объясняется тем, что произошло обращение к сенсорному хранилищу, которое удержало информацию, уже запечатленную ранее органами чувств.

СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ ОЧЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНА К РАЗЛИЧНЫМ ПОМЕХАМ. ЛЮБОЕ ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ, КАКИМ БЫ МИНИМАЛЬНЫМ ОНО НИ БЫЛО, МОЖЕТ СТЕРЕТЬ ТОЛЬКО ЧТО ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Кратковременная память

Кратковременная память - это система, которая удерживает информацию, поступившую из сенсорного хранилища, в течение периода времени, достаточного для ее использования. Данные, зарегистрированные кратковременной памятью, забываются, по меньшей мере, через 30 секунд. Наиболее распространенным способом, применяемым для того, чтобы избежать исчезновения информации, является ее мысленный повтор 1 или 2 раза. Кратковременная память является основным процессом для обеспечения деятельности других видов памяти.

Если вы хотите запомнить номерной знак автомобиля, на котором водитель скрылся с места ДТП, то придется повторять номер до тех пор, пока вы не сможете записать его на листке бумаги.

Число Миллера

Существует также предел способностей. В спокойном состоянии некоторые люди способны запоминать до 5 элементов, другие - до 10. Однако у большинства людей это количество ограничивается числом «7». Этот феномен получил название «магического числа Миллера», в честь открывшего его Джорджа Миллера. Эту формулу делает действительно «магической» следующий факт: 6 элементов или запомненных групп могут соответствовать блокам разной информации. Так, когда кто-либо подвергается испытанию, в ходе которого он должен без промедления повторить серию элементов, он запоминает это же число элементов. И неважно, состоят они из букв, слогов или слов. То есть, человек запоминает и воспроизводит около 7 элементов информации.

Как если бы кратковременная память была игральным аппаратом, для приведения которого в действие нужно опускать монеты и на котором было бы всего 7 прорезей для них. Хотя во время каждой игры можно делать ставки с монетами разного достоинства, вы никогда не сможете поставить на кон более 7 монет одновременно. Следовательно, мы сталкиваемся с системой ограниченной вместимости и краткой продолжительности действия, которая требует прикладывания дополнительных усилий для хранения информации в активном состоянии. При этом систему кратковременной памяти не следует рассматривать только лишь в качестве хранилища для длительного нахождения информации, поступившей от сенсорной памяти.

Рабочая память

Система кратковременной памяти также функционирует как подлинная рабочая память, которая позволяет руководить несколькими видами умственной деятельности. Подумайте о том, как поделить в уме 212 на 40. Вначале следует разделить цифры, просмотреть таблицу умножения, чтобы найти приблизительное значение, вычесть его из делимого и так далее, до завершения операции. Чтобы не потерять нить вычислений, придется запомнить информацию о каждом промежуточном шаге. Временное хранение промежуточных результатов произведено именно в системе кратковременной памяти. Таким же образом просмотр результатов таблицы умножения, которые находятся в долговременной памяти, также происходит в оперативной памяти. Следовательно, краткосрочная память - это система, которая используется для удержания более ранних данных, полученных из сенсорной и долгосрочной памяти. Оперативный аспект кратковременного хранения позволяет поддерживать в активном состоянии данные, необходимые для решения задач обучения, понимания и логического рассуждения. Через оперативную память осуществляется доступ к хранилищу долговременной памяти, данным практически любого вида деятельности. Это делается при попытках человека понять значение слов, которые он слышит, содержание книг, которые он читает, при передвижениях по городу, при воспоминаниях о собственных действиях, при сохранении навыков обучения, полученного опыта и, наконец, собственного существования.

Долговременная память

Это разновидность личной энциклопедии, в которой находится вся информация, не используемая сиюминутно, но к которой можно обратиться в любой момент. Это своего рода хранилище, в котором накапливается каждодневный опыт человеческой деятельности. Информация складируется. Время, в течение которого данные могут находиться в распоряжении долговременной памяти, варьируется от нескольких минут до нескольких лет.

В долгосрочной памяти находятся сведения с нашими навыками понимания речи, знаниями законов физики, личными знаниями о людях, о том, как вести себя в определенных социальных ситуациях, каким образом садиться на велосипед, плавать и т. д.

Причем, если бы человек не обладал подобным хранилищем с возможностью постоянного доступа к информации, то любой вид обучения оказался бы бесполезным. Одним из вероятных последствий стала бы невозможность узнавать друг друга. Мы не знали бы ничего о своем прошлом, о своих действиях, о том, каким образом могли бы добиваться своих целей.

Все разнообразие информационных данных, которые можно обнаружить в долгосрочной памяти, группируется вокруг 3-х подсистем: процедурной памяти, семантической памяти и эпизодической памяти.

Процедурная память

Она объединяет информационные данные, касающиеся способа осуществления какого-либо действия. Содержит большое количество моторных навыков, таких как умение садиться на велосипед или водить автомобиль. Она содержит большое количество самых разнообразных навыков: от применения бытовых электроприборов, до правил пользования компьютером или последовательности решения математического уравнения, основанных на автоматизированных навыках.

Семантическая память

Содержит информацию, объединяющую наши знания о мире. В основном - о событиях, идеях и терминологии. Здесь же хранятся данные об исторических событиях, которые были изучены в школе, даты дней рождений наших друзей или сведения о значении слов.

Эпизодическая память

Она хранит сведения о событиях нашей личной жизни. События такого эмоционального жизненного опыта, как первое свидание, или воспоминание о месте, где было выучено наизусть стихотворение. Там же можно найти информацию о том, что мы делали прошлым летом, где ужинали вчера и где паркуем свой автомобиль. Некоторые из этих событий хранятся в нашей памяти достаточно длительное время, в то время как другие забываются вскоре после их совершения. Возможно, в памяти удерживаются некие важные данные, а также наиболее типичный или волнующий опыт. Так, мы не можем вспомнить, что в понедельник на прошлой неделе ужинали дома и, наоборот, с достаточной точностью вспоминаем о вечере, проведенном несколько лет назад с приятным человеком.