Паркур бежит быстрее спорта

Идеолог паркура Себастьян Фукан – «МК»: «А может быть паркур и есть самый правильный способ движения человека?»

23 августа 2013 в 18:27, просмотров: 4081

На фото - основатель фрирана (разновидности паркура) С.Фукан. Фото публикуется с личного разрешения Себастьяна Фукана (Франция).

«Лично для меня это больше, чем спорт», сказал мне француз Себастьян Фукан (Sébastien Foucan) – один из «основателей» уличной атлетики. «Паркур требует особых усилий со стороны человека для того, чтобы перейти от точки зрения обычного спортсмена к точке зрения истинного художника, - размышляет Фукан. - Вне всякого сомнения паркур индивидуализирует человека, но в рамках той или иной культуры, скажем, русской, он мог бы ассимилировать нечто типичное для местных традиций (например, элементы национальных танцев)».

Справка «МК». Паркур (фр.parkour(s) - полоса c препятствиями) - искусство перемещения и преодоления препятствий, как правило, в городских условиях. Идеологами движения являются Давид Белль и Себастьян Фукан. Активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах мира. Сутью паркура является быстрое движение и преодоление как архитектурных сооружений (перил, парапетов, стен, помойных баков и пр.), так и специально изготовленных конструкций.  Активисты паркура называются трейсерами.

Владислав Шитюк из Челябинска

как трейсер-чемпион отмечает разрыв между тем, чем паркур является в действительности и между тем, как паркур видится окружающим: «Паркур - это рациональное перемещение с препятствиями из точки "А" в точку "В". Однако, в обществе сложился стереотип, что это "сальтушки" на публику. Между тем, истинный паркур вообще не предусматривает использование элементов акробатики».

Что же касается так называемых «украшений» в паркуре (перекатов, переворотов, сальто и пр.) - то они зачастую говорят о высоком уровне уличного атлета. Самое главное, чтобы такая импровизация не мешала выполнению основного элемента. Однако некоторые атлеты злоупотребляют «украшениями» и от этого главная идея паркура попросту теряется. Ни о какой рациональности и скорости перемещения уже не может быть и речи. Всё хорошо в меру.

Ценно в паркуре то, что в этом занятии нет снисхождения к кому-либо по половому признаку. Хотя девушкам приходится, в виду меньшей физической силы, прикладывать гораздо больше усилий, для совершения какого-либо упражнения. Ввиду этого так мало атлетов среди прекрасной половины человечества. Однако, дело не только в физической подготовленности. Постоянные ссадины и синяки, грязные руки, мозоли, поломанные ногти порой отпугивают девушек даже больше, ведь это губит их женственность.

Фото: Александр Гудаев (с разрешения Вл.Шитюка)

Российский чемпион по паркуру Владислав Шитюк выделяет его плюсы :

- отличная физическая форма,

- хорошо развитое чувство ловкости и координации,

- изменение образа мышления,

- дополнительная возможность для самосовершенствования.

. и его минусы :

- вероятность травмы (хотя грамотный подход к тренировкам, качественная разминка сводят вероятность травмы на нет),

- частое непонимание со стороны общества.

Несмотря на это непонимание чаще всего те трейсеры, которые обладают высокими навыками, становятся либо актёрами и каскадёрами, либо же открывают свои школы и тренируют начинающих. Однако, я считаю, что опытный уличный атлет также может стать отличным спасателем или пожарным, так как сможет добраться до многих труднодоступных мест, благодаря большей мобильности и ловкости.

Евгений Крынин из Санкт-Петербурга:

Огромное число безвольной молодёжи считает себя трейсерами, хотя способны делать лишь элементы, не вдаваясь в суть происхождения движения под названием паркур. Старшее поколение к паркуру относится как и ко всему новому - недоверчиво. Но запретить его они не могут - остаётся либо принимать и как-то с молодёжью находить общий язык, либо всё отрицать, отчего им самим (родителям) становится только хуже.

К паркуру надо готовиться с головой. Надо просто делать базовые упражнения, заниматься общефизической подготовкой, бегать и все-таки лишний раз не рисковать. Чтобы стать настоящим трейсером, надо перестать быть эгоистом, что почти нереально. В этом и заложен парадокс паркура.

Фото: Александр Гудаев (с разрешения Вл.Шитюка)

Любые навыки и умения могут ни во что не перерасти, да и вообще физические навыки, полученные в паркуре в нашей жизни почти не нужны, особенно в больших городах, где хорошая транспортная сеть, метро, везде кормят и везде всё тепло и красиво. Поэтому нужно работать над другой частью паркура - над искоренением в себе эгоизма. Это пригодится везде, даже после смерти.

Увлечение паркуром вряд ли может быть панацеей от жизненной бессмыслицы, эдакой «пилюлей» может стать только изменение себя изнутри. Паркур может быть инструментом к этому лишь в случае, если человек начал воспринимать паркур не только как набор физических элементов, но и как набор жизненных установок, выражающих наши душевные качества.

Анонимный трейсер

Мое хобби весьма специфично, считает А.Т, поэтому я бы не хотел огласки моего имени в прессе. Нет, я не боюсь, что у меня появятся враги - но недооценивать человеческую глупость и мстительность я не хочу. Итак.

Я начал заниматься паркуром восемь лет назад, когда это была никому неизвестное уличное хобби. Меня привлекла передача на одном спортивном канале с участием московских любителей паркура. На экране творилась магия человеческих возможностей. Я решил приобщиться к этой магии и первым делом собрал группу друзей, чтобы этим заниматься. Точнее не заниматься, а пытаться повторить все то, что мы увидели по ТВ — получалось, конечно, довольно плохо и со временем все бросили это (кому-то стало скучно, а кто-то просто стеснялся делать неуклюжие потуги на людях). Бросили все, но не я.

Мне тогда было 16 лет, я был типичным подростком, который постоянно ругался с матерью и зависел от социальной группы сверстников и одноклассников, в которой я откровенно начинал разочароваться и постепенно оказался вне её (отчасти по своему желанию, но в большей степени потому что был типичным неудачником).

И вот тогда я решил войти в круг «умелых», на которых я вышел через интернет. И я снова переживал, что опять окажусь вне группы, что меня не примут, что засмеют, что я окажусь физически слаб (что, кстати, оказалось не далеко от истины), и что в конце концов меня просто «пошлют».

Но я ошибался. Честно говоря, на тот момент я в жизни так долго не бегал и школьные кроссы показались мне детской прогулкой. Оказалось, что это был всего лишь «разогрев» и вот тут началась разминка (что было сравнимо с настоящей Общей физической подготовкой), а потом и сама тренировка. Во время тренировки не было слов "не могу" или "не получается" - было слово "сделаю ещё раз" и "буду делать пока не смогу". На следующее утро - мне не больно было только открывать глаза, я был счастлив — так как, наверное, впервые мне удалось почувствовать маленькую частичку свободы во время движения. Мой мир словно перевернулся.

Так я стал придерживаться главной философии - "Нет преград - есть только препятствия". Моей целью стало самосовершенствование. Я каждый день тренировался и организовывал тренировки с теми, кто полностью разделяет мое мировоззрение и и мои устремления. Трейсеры стали для меня одним из самых дружелюбных сообществ. В этом кругу всех новичков встречали как своих, каждому оказывали помощь — только попроси! И все это - в атмосфере вполне дружеской конкуренции, которая стимулировала нас развиваться.

Я убежден, что паркур - это не для молодых или старых. Он для тех, кто готов посвятить себя совершенствованию и следованию пути долгих тренировок. Главный принцип настоящего паркура хорошо выразил один из его пионеров - Давид Белль (Франция): "Паркур - это путь воина и он должен быть труден. Очень труден". (Интервью с Д.Беллем читайте позже на сайте mk.ru).