Педагогическая культура родителей. Условия успешного воспитания в семье.

Педагогическая культура родителей - это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт эффективного воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей включает в себя четыре компонента: 1) знания в области психологии, физиологии детей, 2) знания о целях, способах и средствах педагогической деятельности, 3) навыки и умения достижения воспитательных целей, 4) любовь к детям.

Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание на следующие моменты.

V Взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, как относятся супруги друг к другу, как они общаются друг с другом, определяет общий психологический климат семьи. Более того, взаимодействие супругов - это модели поведения, которые осознанно или неосознанно перенимаются детьми.

У Контакт глаз. На первый взгляд это может показаться не слишком существенным для воспитания. Однако данные, полученные исследователями, все больше подтверждают тот факт, что значение контакта глаз в воспитании очень существенно. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку очень важен не только для установления хорошего взаимопонимания в общении с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Большая ошибка использовать лишь строгий взгляд как средство контроля над детьми.

V Физический контакт. Если понаблюдать как родители общаются с детьми, то на самом деле большинство старается свести к минимуму физический контакт. Исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Физический контакт - это поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и пр. Физический контакт - эффективный способ укрепления психического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, способ установления взаимопонимания. Синдром внезапной детской смерти (смерть в колыбели) - младенец обычно в возрасте от 6 до 12 месяцев внезапно перестает есть и расти, становясь вялым и апатичным и может замереть без всякой видимой причины. Опасность неудовлетворения психологических потребностей также сильна как и в случае неудовлетворения потребностей физиологических.

V Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать себя важной и значимой личностью. Это возможно когда его не только замечают, но и уделяют ему внимание, когда вникают в его проблемы, понимают его страхи и опасения, разделяют с ним радость, занимаются совместным делом, играют с ним в различные игры. Занятость современных родителей приводит к неудовлетворению самой главной для детского развития потребности - потребности во внимании, в признании, в принятии. Конечно, пристальное внимание не означает постоянного времяпрепровождения с ребенком. Даже если бы это было и возможно, это неэффективно. Согласно Бертону Уайту (Гарвардский университет), «эффективные» матери вовсе не посвящают уходу за детьми все свое время. Многие заняты на службе, а в остальное время слишком загружены домашними делами, чтобы тратить много времени на непосредственное руководство занятиями своих детей. Но они, как правило, позволяют им и даже побуждают их самостоятельно исследовать окружающий мир, создавая для этого безопасную среду и четко обозначая допустимые границы, при этом прерывают свои дела, чтобы ответить на как-то-то просьбу или вопрос ребенка. Такие матери обеспечивают детям богатую учебную среду и снабжают массой сведений.

V Дисциплина. Между родительской любовью и дисциплиной существует прямая зависимость. Наказание - лишь маленькая часть дисциплины. Первое, что должны сделать родители в дисциплинировании своих детей - это дать им возможность почувствовать, что их любят. В дисциплинировании детей важно соблюдать определенные правила: последовательность, соответствие требований возрасту, спокойствие родителя, соответствие наказания проступку, после наказания оставить ребенка одного и дать выплакаться, после чего - подойти, чтобы обнять и обсудить произошедшее, внимательно выслушать, сказать о своей любви.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Какова роль семьи в воспитании детей? Дайте развернутый ответ.

2. В чем состоит воспитательное, социализирующее, развивающее

воздействие семьи на ребенка?

3. Каковы основные права и обязанности родителей в воспитании детей?

4. Каковы основные принципы эффективного семейного воспитания?