Прикладные упражнения

В группу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упраж­нения в равновесии, лазание и перелезание, упражнения в мета­нии и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, пре­одолении препятствий и простые прыжки. Их прикладной харак­тер заключается в том, что многие из них находят применение в

повседневной жизни, в спортивной, профессиональной и воен­ной деятельности. С их помощью можно развивать силу, быстро­ту, выносливость, ловкость, координацию движений, внимание, память на движения, волю и др. Они применяются главным обра­зом в основной и прикладных видах гимнастики. Простота обору­дования, возможность выполнять прикладные упражнения в ес­тественных условиях с использованием особенностей рельефа местности ставит их на одно из ведущих мест в общей системе средств гимнастики.

Ходьба — сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое коли­чество мышц туловища, плечевого пояса и рук.

На уроках гимнастики применяются следующие виды ходьбы:

а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шага­ми; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согну­той ноги; е) выпадами,

Необходимо научить занимающихся правильно и экономно ходить походным шагом, без вертикальных и боковых колебаний. Ходьба на слегка согнутых ногах устраняет вертикальные колеба­ния, а хороший полный свободный мах руками от плеча умень­шает боковые колебания во время ходьбы.

Бег — более динамичное упражнение, его влияние на сердеч­но-сосудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. В уроках гимнастики применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, в сторону и назад, бег скрестным шагом вперед и в сто­рону и др.

При обучении ходьбе и бегу внимание обращается на правиль­ную постановку стоп: при ходьбе стопы слегка развернуты нару­жу, а при беге они ставятся более параллельно, чтобы в отталки­вании участвовали мышцы всех пальцев стопы.

Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно стал­кивается в повседневной жизни. Удержание равновесия осуществ­ляется рефлекторно за счет согласованной работы сенсорных си­стем. Их функциональные возможности могут быть развиты с по­мощью специальных упражнений в равновесии, выполняемых на месте и в движении.

К упражнениям на месте относятся: все виды стоек от обыч­ной на двух ногах до самой необычной на одном колене; поворо­ты, наклоны, приседания с различными положениями рук и го­ловы, с открытыми или закрытыми глазами; переходы из высо­кого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот.

К упражнениям в движении относятся: все разновидности ходь­бы и бега, танцевальных шагов с различными движениями рука­ми, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклона­ми, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей пред­метов и т. п. В качестве препятствий могут служить различные пред­меты, набивные мячи, обручи, гимнастические палки, булавы, скакалки и др. Способами преодоления препятствий могут быть пе­решагивания, перепрыгивания, переползания и пролезания и т. п.

Наиболее ценным в прикладном отношении является расхож­дение вдвоем на узкой площади опоры (рис. 142, а, б). Существу­ют два способа расхождения: а) один из занимающихся прини­мает упор присев или ложится на живот поперек бревна или иной повышенной опоры, а другой перешагивает через него; б) захва­том за плечи — встречаясь, партнеры обхватывают плечи друг друга, выставляют вперед одноименные ноги до касания пятками и по команде одного, поднимаясь на носки и поддерживая друг друга, выполняют поворот кругом, после чего расходятся, рас­цепляя захват и делая по шагу назад.

Всем упражнениям в равновесии обучают на полу, применяя целостный метод, а потом на повышенной и ограниченной по ширине опоре. Усложнение упражнений достигается путем изме­нения ширины, площади опоры и высоты снаряда, скорости вы­полнения, введения дополнительных заданий во время передви­жения.

Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых или смешанных висах и упо­рах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напря­жениям, ловкости и координации движений; с их помощью вос­питывают смелость, настойчивость, дисциплинированность и другие личностные свойства. Для лазания можно использовать по-

чти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являют­ся гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.

Лазание на одних руках (простой вис) наиболее нагрузочно, особенно трудно лазать в простом висе по вертикальному канату или шесту. При лазании по ним значительно затруднено дыхание вследствие сильного стягивания плеч вперед, фиксированной груд- • ной клетки, растягивания и напряжения мышц брюшного пресса.

Упражнения в лазании классифицируются следующим обра­зом:

а) лазание в смешанных висах или упорах; б) лазание в про­стых висах или упорах; в) лазание с остановками (завязывания на канате); г) лазание с грузом или партнером на плечах, групповое лазание; д) перелезания. Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях.

На гимнастической стенке лазание можно выполнять одноимен­ным и разноименным способами, одновременными и поочеред­ными перехватами и переступаниями, прыжками, с поворотами, спиной и лицом к стенке, с использованием размахивания телом в стороны для выполнения перехватов руками.

На гимнастической скамейке лазание выполняется в приседе, в упоре присев, в упоре стоя согнувшись, в упоре стоя на коле­нях, с опорой на предплечья, в упоре лежа, в положении лежа лицом или спиной к скамейке и др. Усложнение лазания достига­ется за счет изменения направления передвижения и угла накло­на скамейки.

По канату (шесту) лазают в три или два приема.

Лазание в три приема начинается из виса стоя хватом прямыми руками повыше над головой. Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разги­бая ноги вперед и подтягиваясь на руках, прийти в вис стоя на согнутых руках. Третий прием: поочередно перехватить руки, прий­ти в вис стоя (рис. 143).

Лазание в два приема начинается из виса стоя хватом прямой рукой над головой, другой — согнутой на уровне подбородка или груди. Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разгибая ноги вперед и под­тягиваясь на прямой руке, одновременно перехватить согнутую руку возможно выше (рис. 144).

В обоих видах лазания при слезании движения выполняются в обратном порядке.

Изучать оба способа рекомендуется с овладения техникой зах­вата каната (шеста) ногами. Для обучения захвату используют гим­настическую палку или какое-нибудь возвышение (конь, козел для прыжков), поставленное около висящего каната: сидя на воз­вышении, занимающиеся захватывают канат или шест ногами.