Понятие Аюрведы

Аюрведа – древняя Индийская медицинская наука, происхождение которой прослеживается в веках более 5000 лет.

Аюрведа – это слово, полученное из двух корней:
    Аю – то есть жизнь, разумное и целостное сочетание 4-х аспектов: души, ума, чувств и тела. Каждый из 4-х аспектов выполняет собственные функции, и вносят вклад в общее, которое мы называем жизнью. Веда – означает знание.

Аюрведа – это наука о жизни, имеющая дело не только с лечением некоторых болезней, но и полный путь жизни, как прожить долгую, здоровую, гармоничную и максимально эффективную жизнь.

Здоровье в Аюрведе не просто физическое благополучие, это умственное, физическое и социальное благополучие индивидуума.

Аюрведа помогает познать и понять собственную природу (индивидуальную конституцию), способ питания, гигиену и профилактику множества различных недугов.

Аюрведа утверждает, что здоровье, в первую очередь, складывается как основная характеристика ментальности человека, но объяснима она, пожалуй, лишь на уровне квантовой механики, поскольку он ближе к тому, что мы называем изначальной энергией и ключ к управлению телом лежит в нашем сознании. При правильном его использовании мы можем полностью контролировать функции нашего организма, и избавляется от болезней и поддерживать хорошее здоровье.

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение жизни.

Система пяти элементов и трёх дош

Согласно аюрведе, все сущее в мире состоит из панчамахабхут (пяти первоэлементов) – акаши (пространства), вайю (воздуха), джалы (воды), агни (огня) и притхви (земли). Будучи вездесущими, они смешаны в бесконечном разнообразии относительных пропорций таким образом, что каждая форма материи является совершенно уникальной. Хотя каждый первоэлемент имеет присущий ему ряд признаков, только некоторые из них заметны в каждом конкретном случае. Постоянно видоизменяясь и взаимодействуя друг с другом, они порождают ситуацию динамического потока, который обеспечивает всемирное движение.

Эфир (акаша) – субстанция пространства, аналог физического вакуума.

Воздух (ваю) – принцип движения материи или газообразного состояния вещества.

Вода (джала) – принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества.

Огонь (агни) – принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния.

Земля (притхви) - представляет собой твердое вещество или энергию, упакованную в вещество.

"Грубые элементы" являются единственной физической составляющей индивидуума в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов. В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела — дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы - доши, которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

    Вата (эфир и воздух) — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы. Питта (огонь и вода) — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему. Капха (вода и земля) — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Расположение дош

Вата, Питта и Капха расположены во всем теле сразу, однако выделяют места, в которых доши находятся в наибольшей концентрации. Так, Вата концентрируется в нижней части тела, Питта - в средней, а Капха - в верхней.

Древний автор Кашьяпа пишет (перевод Матхура Мандала даса): "Доши находятся во всем теле, однако, можно описать места их основной локализации: Вата доша находится в пупочной области, в костях и мозге. Желудок, пот и кровь – места локализации Питта доша. Жир, голова, шея, грудь, суставы и руки – места локализации Капхи. Среди этих мест сердце является основным местом локализации Капха- доши, двенадцатиперстная кишка – Питты, а толстая кишка – Ваты".

Чарака указывает семь основных мест локализации Ваты:
    Кишечник. Мочевой пузырь. Таз. Нижняя часть тела и бедра. Ноги. Кости. Уши.

Но при этом все авторы указывают, что главным среди всех мест локализации Ваты является кишечник. Если в кишечнике есть нарушения, то дисбаланс Ваты будет во всем теле. Но если наладить работу кишечника, то Вата сбалансируется во всем теле сама собой.

Этот вывод, кстати, подтверждает современная медицина, которая утверждает, что запор является причиной большого числа заболеваний в самых разных, в том числе очень далеких от кишечника, органах. И врачи говорят, что если решить проблему запора, то многие болезни будут отступать. Мы же с Вами помним, что запор - это очень яркое проявление дисбаланса Ваты. Питта локализуется:
    Потовые железы, пот. Хилус, желчь. Вода тела - лимфа, тканевая жидкость и т.п. Кровь. Эпигастральная зона. Пупочная зона. Глаза.
Основным местом локализации Питты среди этих семи - является эпигастрий. Капха-доша расположена:
    Грудная клетка. Голова. Шея (горло). Жир. Эпигастральная зона. Суставы. Язык, ротовая полость, носоглотка.

Главным местом локализации Капхи является грудная клетка. Вы наверняка заметили, что эпигастрий упоминается как место расположения и Питты, и Капхи. Эпигастрий - это зона, гле расположены желудок и двенадцатиперстная кишка. Топографически эпигастрий распространяется от места чуть выше пупка до нижнего края грудины. Питта располагается в нижнем эпигастрии, охватывающем двенадцатиперстную кишку и нижнюю часть желудка. А Капха, в основном располагаясь в груди, захватывает верхний эпигастрий - верхнюю часть желудка.

Также аюрведические тексты указывают, что в результате пищеварения Вата-доша образуется в кишечнике, Питта - в двенадцатиперстной кишке, а Капха - в желудке.

Природа и вкусы каждой доши

Сладкий вкус укрепляет ткани тела, снижает чувство голода, питает организм и создает комфорт телу. Вода и земля рождают сладкий вкус, который содержат в себе все углеводы, сахара, жиры и аминокислоты. Большинство зерновых (рис, гречка, рожь, овес, ячмень, пшеница), мед, сахар и фрукты обладают сладким вкусом. Первичный элемент жизни, вода, сладок на вкус. Молоко и полученные из него сливки и масло — сладкие продукты. Практически во всех продуктах в той или иной мере содержится сладкий вкус. Это наиболее преобладающий вкус среди всех питательных форм, поддерживающих жизнь.

Кислый вкус способствует процессам пищеварения и выведению из организма продуктов распада и отходов жизнедеятельности. Кислый вкус образуется из элементов земли и огня. Все органические кислоты считаются кислыми на вкус. Многие фрукты (лимоны, грейпфруты, виноград, сливы и клубника) считаются кислыми с некоторой примесью сладкого вкуса. Вся ферментированная пища, изготовленная на основе закваски или с консервантами (йогурты, соевый соус, маринованные пикули) считается кислой.

Острый вкус возбуждает аппетит, поддерживает в организме обмен веществ и гормональный баланс. Этот вкус рождается из элементов воздуха и огня. Такие специи, как чеснок, лук, имбирь, асафэтида, перец, редис и все эфирные масла считаются острыми.

Соленый вкус очищает телесные ткани, придает организму эластичность, гибкость и мягкость, а также активизирует пищеварение. Соленый вкус рождается из воды и огня и находится во всех солях и морских водорослях. Самые водянистые овощи (кабачки, огурцы и томаты) содержат высокий уровень соли.

Горький вкус или горечь. в малых дозах оказывает лечебное воздействие, очищает организм от токсинов, способствует выведению шлаков и ядов, нормализует деятельность всех органов, проводит очистку печени и контролирует кожные заболевания. Этот вкус рождается из воздуха и эфирного пространства. Он содержится во всех продуктах горького вкуса: репе, брюкве, алоэ, салате-латуке и эндивии, цикории, шпинате, фенхеле и куркуме.

Вяжущий вкус должен потребляться в малых дозах, потому что уменьшает секреторную деятельность. Этот вкус формируется из элементов воздуха и земли. Вяжущим вкусом обладают продукты, богатые танином, например, чай. Большинство бобовых, чечевица, разные виды капусты и салатов содержат наряду со сладким, и вяжущий вкус. Почти все лекарства имеют вяжущий вкус.

Характеристики каждой доши сильно воздействуют на типы тел. Человек, в котором преобладает доша Вата, будет проявлять свойства Ваты, точно так же, как Капха-тип будет узнаваем по внешним проявлениям Капхи, а Питта-тип мгновенно вычисляется по присущим только ему признакам Питты. Древние приписывали каждому из типов свои свойства.

Доша Вата похожа на ветер, она сухая, холодная, лёгкая, подвижная, изменчивая и грубая. Вата определяется вяжущим, горьким и острым вкусами, которые свойственны эфирному пространству и воздуху.

Доша Питта подобна огню, она жирная, горячая, лёгкая, интенсивная, резко пахнущая и жидкая. Питта состоит из кислого, солёного и острого вкусов, унаследованных от огня.

Доша Капха подобна воде, она маслянистая, плотная, прохладная, тяжелая и однородная. Ей свойственны сладкий, кислый и солёный вкусы — вкусы земли и воды.

Аюрведа исповедует принцип равновесия, поэтому мы должны уменьшить в нашем рационе питания продукты, которые обладают качествами, подобными нашему типу тела. К примеру, если люди с конституцией Вата будут есть сухую, охлаждённую, грубую и горькую пищу, то доша Вата непременно выйдет из равновесия. Если люди с конституцией Питта едят горячую, обильно сдобренную пряностями и специями кислую пищу, доша Питта резко увеличится. Естественно, что люди с конституцией Капха станут очень сонными и инертными, если будут есть в неограниченных количествах сладкое, кислое и солёное.

Если вы хотите сохранить здоровье, то при выборе продуктов питания по аюрведическим принципам руководствуйтесь следующим правилом: употребляйте продукты питания, энергетические качества которых отличаются от качеств вашего основного энергетического типа.