Причины травматизма и способы его предупреждения

Причины травматизма и способы его предупреждения.

Травмы на занятиях по гимнастике могут быть в силу целого ряда причин:

Нарушения в организации занятий

Нарушения в методике обучения

Недисциплинированность

Несоответствие формы одежды и обуви

Нарушение санитарно-гигиенических условий

Недостатки медицинского контроля

Нарушение правил техники безопасности

Нарушения в организации занятий.

Они проявляются в проведении их с большим число учащихся на одного преподавателя или с большим количеством групп одновременно, чем полагается; в несоблюдении направления движения потоков занимающихся, неправильном размещении; в несвоевременном начале и окончании занятий.

Для того чтобы устранить эти причины, надо заранее тщательно продумывать организацию и проведение каждог7о занятия, учитывая особенности групп учащихся, предусматривать возможность использования в качестве помощников лучших занимающихся, лиц освобожденных от занятий.

Нарушения в методике обучения.

Проявляются в несоблюдении принципов обучения. Это затрудняет овладение упражнениями, может привести к срыву со снаряда и травме, физическому и эмоциональному перенапряжению и другим отрицательным последствиям.

Для того чтобы не допустить этого, надо хорошо знать принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки и уметь практически реализовывать их в учебно-педагогическом процессе. Нужно решительно избегать натаскивания занимающихся на результат.

Недисциплинированность.

Она может проявляться в виде эмоциональных срывов, вызванных трудностью изучения упражнения, нарушения методики обучения. отсутствием индивидуального подхода со стороны педагога и др. в нарушении правил поведения на занятиях и соревнованиях, недостаточной воспитанности занимающихся.

Педагог не должен оставлять без внимания любое нарушение дисциплины. Надо разъяснять значение дисциплины как на занятиях и соревнованиях по гимнастике, так и в жизни в трудовой деятельности систематическая воспитательная работа не только предупреждает травматизм, но формирует сознательное и активное отношение к занятиям, повышает качество учебно-тренировочного процесса.

Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования.

Несоответствие их требованиям, предъявляемым условиям занятий гимнастикой, малые размеры зала, неровность пола, неисправность снарядов, матов, дорожек и другого оборудования, небрежная их эксплуатация.

Для устранения этих причин необходима регулярная проверка состояния зала, качества инвентаря и оборудования, своевременное устранение неполадок. Систематическая работа под конструкцией гимнастического оборудования существенно снижает возможность травматических повреждений у занимающихся и способствует повышению эффективности учебного процесса.

Несоответствие формы одежды и обуви.

Проявляется в том, что учащиеся иногда приходят на занятия в неудобной форме одежды, в обуви не по размеру, со скользкой или толстой подошвой.

Для занятий гимнастикой предусмотрены специальные костюмы и обувь, для мужчин- майка, гимнастическое трико, для выполнения вольных упражнений и опорных прыжков, трусы специального покроя, чешки, для женщин- гимнастический купальник, чешки или другая обувь специального пошива. В целях предотвращения травматизма гимнасты могут одевать тренировочные костюмы, шерстяные носки и перчатки, а также использовать наколенники, голеностопники, эластичные бинты и перепоновые прокладки. Категорически запрещается надевать на спортивный костюм различные броши, значки, цепочки и другие металлические предметы, а также носить часы, кольца, перстни и др. Их нельзя оставлять в карманах спортивной одежды, все это создает неудобства при выполнении упражнений, приводит к нарушению точности движений, к травмам е только самого учащегося, но и лица обеспечивающего страховку и помощь.

Нарушение санитарно-гигиенических условий.

Несоответствие температуры в зале установленной норме, плохая освещенность, как искусственное так и естественное, недостаточная вентиляция