СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА, ОБУЧЕНИЕ И СПОСОБНОСТИ

В главе “Когда формируется леворукость. ” мы расскажем о ранних признаках предрасположенности полушарий головного мозга выполнять различные функции. Это и анатомические признаки (большая височная область левого полушария новорожденных), и различные поведенческие ответы ребенка на стимуляцию правых и левых органов чувств, и электрические ответы правой и левой половины мозга у младенцев. Известно, что чем раньше в развитии ребенка выявляются те или иные признаки, тем более вероятна их биологическая природа. Означает ли это, что формирование мозга обусловлено только генетически и воспитание или какие-либо другие внешние воздействия не могут повлиять на функциональную организацию мозга?

Трудно переоценить возможности пластичности мозга ребенка. Как велика способность мозга перестраивать свою работу для компенсации последствий травмы, видно из следующего случая, описанного в специальной литературе. У младенца, попавшего в автокатастрофу, удалили левое, сильно травмированное полушарие. Ребенку были созданы благоприятные условия для развития. В результате речевые функции, выполняемые единственным, правым полушарием, достигли нормального уровня. Врачи и нейрофизиологи наблюдали за мальчиком в течение многих лет. Тесты на интеллект указывали на уровень выше среднего. К 26 годам молодой человек закончил университет и получил ученую степень. С другой стороны, неблагоприятные условия развития даже исходно здорового ребенка могут привести к различным отклонениям мозговой деятельности, как это видно на многочисленных примерах с переучиванием леворуких детей.

Какие же факторы оказывают наиболее сильное воздействие на разделение функций между полушариями? В некоторых исследованиях оценивали межполушарную асимметрию у детей в зависимости от социально-экономического статуса семьи. Оказалось, что специализация полушарий выявляется у детей из средних слоев с 4 лет, а из низших слоев — только с 7. Имеются данные о том, что речь, звучащая вокруг ребенка, влияет на развитие мозга. В этом плане любопытно единичное исследование девочки, которая с двух лет была практически лишена общения и возможности обучения. Женни обнаружили, когда ей было 13 лет, после 11 лет, проведенных в почти полной изоляции. При этом девочку наказывали за любой шум, исходивший от нее. В течение двух лет после того, как Женни обнаружили, она постепенно овладевала языком. При исследовании специализации полушарий мозга Женни выяснилось, что центры речи сформировались в правом полушарии! По-видимому, левое полушарие девочки, начавшее осваивать речь до двухлетнего возраста, утеряло вследствие изоляции потенциальную возможность формировать речевые функции. То есть, для нормального развития левого полушария необходимо социальное общение. Правое же полушарие, несмотря на изоляцию девочки от людей, получало извне зрительную информацию, необходимую для его развития.

О том, что на развитии функций левого полушария благоприятно сказываются соответствующие виды деятельности, говорят и клинические наблюдения: повреждения правого полушария чаще приводят к нарушениям речи у неграмотных больных. Создается впечатление, что грамотность, а значит, и обучение, способствуют усилению специализации левого речевого полушария. Таким образом, выявление заложенных природой функциональных возможностей правого и левого полушарий происходит в ходе воспитания и обучения ребенка и зависит от создания благоприятствующих развитию условий.

Зависят ли способности ребенка от биологического баланса полушарий? Различаются ли они у левшей и правшей? Англичанка Марион Аннет предложила свою схему, дающую ответ на эти вопросы. Напомним, что, согласно М. Аннет, формирование праворукости и леворукости связано с наследованием “фактора правого сдвига”. При этом примерно половина людей имеет только один ген фактора правого сдвига, унаследованный от одного из родителей, то есть является гетерозиготами по этому гену. Часть оставшейся популяции гомозиготна, то есть имеет 2 гена, унаследованных от обоих родителей. Другие же вообще не имеют гена, несущего “фактор правого сдвига”. Если специализация полушарий является эволюционным преимуществом, то почему в популяции сохраняется этот последний генотип, при котором речевые функции свойственны обоим полушариям? Чтобы ответить на этот вопрос, Марион Аннет и ее сотрудники изучали детей 5—11 лет начальных школ Великобритании. Они сопоставляли силу доминирования ведущей руки со способностями детей к английскому языку, неречевым формам мышления (оперирование пространственными отношениями), а также с их академическими успехами. Исследователям удалось показать, что дети с умеренным предпочтением правой руки являются наиболее способными. В отношении сильно праворуких авторы сделали два крайне интересных заключения. Во-первых, очень высокая степень доминирования правой руки обусловлена не высоким качеством ее работы, а сниженными способностями левой руки. Во-вторых, несколько сниженные показатели интеллекта в этой группе, по-видимому, связаны с некоторой недостаточностью правого полушария. С этим, по-видимому, связана и неловкость левой руки в этой группе, выявляемая специальными тестами. Конечно, такое исследование прямо ничего не говорит о генетических особенностях детей с различным уровнем способностей. Однако очевидно, что в группе сильно праворуких чаще встречаются монозиготы, несущие 2 гена, содержащих “фактор правого сдвига”. Таким образом, по мнению М. Аннет, преимущества специализации полушарий оплачены ценой некоторого снижения способностей.

Здесь следует заметить, что пластичность мозга столь велика, а способы обучения столь разнообразны, что индивидуальный подход к обучению ребенка снимает проблемы, возникающие в связи с теми или иными индивидуальными особенностями специализации полушарии. Пример использования альтернативных подходов для обучения иностранному языку показан в исследовании Б. С. Котик. Среди студентов, обучавшихся иностранному языку, были выделены группы с доминированием по речи левого полушария (I), правого полушария (II) и с невыраженным преобладанием полушария (III). Оказалось, что для 1 группы оптимальна система обучения, принятая в вузах нашей страны. Она опирается в основном на грамматику, формальные аспекты языка. Для успешного усвоения языка студентами второй группы, по мнению Б. С. Котик, необходимо использование широкого диапазона средств, как это происходит при интенсивном обучении. Самыми способными среди студентов оказались лица со слабовыраженной левополушарной доминантностью или невыраженной доминантностью по речи (III группа).

Изучение школьников показало, что среди детей, отнесенных к трем упомянутым группам, малоспособные к языку распределены в них с равной вероятностью, причем детей с низкими способностями очень мало.

Существуют ли какие-либо способности, наиболее характерные для леворуких? Имеются данные о накоплении леворуких среди художественно и артистически одаренных людей, среди архитекторов, спортсменов игровых видов спорта. Так, Г. А. Антюхиньм были обследованы 90 участников народных театральных коллективов Пятигорска. Из них у 46 человек (больше половины!) выявлена леворукость. Исследование музыкально и художественно одаренных детей в Киеве показало, что среди них больше леворуких. В целом считается, что для левшей подходит деятельность нерегламентированная, требующая инициативы и интуиции. В то же время можно выделить профессии, условно противопоказанные леворуким. Так, леворукие летчики чаще гибнут в авариях. Причем это связано не с леворукостью как таковой, а с их меньшей эмоциональной устойчивостью.

С обсуждаемой проблемой связан вопрос о талантливости детей с трудностями обучения. Да, да, мы не оговорились. Известны примеры такого рода. Так, у дизлексиков, то есть детей с трудностями освоения письма и чтения, иногда наблюдаются выдающиеся способности, в основе своей связанные с функциями правого полушария. Именно эти способности, быть может не имеющие к школьной программе прямого отношения, могут быть тем рычагом, с помощью которого возможно преодолеть сложности характера и трудности обучения. Как часто мы сокрушаемся, что ребенок не умеет делать что-нибудь стандартное, освоенное большинством детей его возраста. При этом забываем, что среди многообразия человеческих личностей каждый из нас ценен именно своей неповторимостью, умением делать нечто, отличающее его от других и обогащающее всех.

Возможно, ключ к пониманию сочетания таких, казалось бы, плохо сочетаемых качеств, как трудности освоения письма при великолепном, опережающем сверстников умении читать или дизлексия совместно с выдающимися математическими способностями, дают эксперименты, проведенные на плодах обезьян. Если удалить участок коры головного мозга на одном из полушарий, то симметричная область другого полушария и участки, прилегающие к пораженному, усиленно развиваются. На этих экспериментальных данных основана гипотеза, согласно которой замедление роста какой-либо корковой области у человека в период развития плода и первые месяцы жизни ребенка приводит к похожим последствиям — большему, чем в норме, росту симметричной области другого полушария и областей, окружающих участок замедленного роста. Какие факторы могут влиять на скорость формирования корковых зон? Это могут быть гормональные внутриутробные влияния. Прежде чем мы попытаемся на основе этой гипотезы объяснить приведенные примеры, сделаем некоторые пояснения относительно строения коры мозга человека. Отдельные корковые участки внутри полушария имеют определенную специализацию. Наиболее интересной для нас является область коры, расположенная на границе трех зон — височной, теменной и затылочной. Она так и называется — височно-теменно-затылочная зона. Именно с ней связан ряд важных способностей человека — способностей к счету, письму, к ориентировке в пространстве и других. К этой области прилежит другая, отвечающая за способность к чтению. Теперь представим себе, что определенные причины вызвали замедление формирования ви-сочно-теменно-затылочной области. Согласно гипотезе, это должно сказаться на прилегающих участках нервной ткани, в том числе на области, связанной с чтением. Более интенсивное развитие этой области и определяет хорошие способности к чтению.