«Эмоциональная компетентность –

это способность осознавать и признавать

собственные чувства, а также чувства других,

для самомотивации, для управления своими

эмоциями внутри себя и в отношениях с другими».

Даниель Гоулман

(американский психолог,

один из основоположников идеи об эмоциональном интеллекте)

В 1990 году впервые был введен термин “эмоциональный интеллект” (эмоциональная компетентность). А уже в 1995 году исследования американского психолога Даниеля Гоулмана произвели настоящую сенсацию. Он заявил, что коэффициент EQ (Emotional Quotient или Emotional Intelligence), или эмоциональный показатель интеллекта, играет более важную роль, чем привычный для всех IQ. И что интеллект любого человека в гораздо большей степени зависит от способности правильно воспринимать чужие чувства и контролировать свои эмоции, чем от способности логически мыслить.

Это утверждение подтвердили исследования ученых Гарвадского университета, согласно которым для эффективности управленческой работы эмоциональная компетентность имела решающее значение. Успех любого руководителя на 85% зависел именно от этого показателя, и только на 15% определяется IQ.  Помимо прочего, теория об эмоциональной компетентности объясняла и тот факт, почему далеко не самые «умные» люди достигают вершин успеха. “Троечники” создают успешные компании и зарабатывают миллионы, а гении и вундеркинды влачат жалкое существование.

Что такое эмоциональная компетентность

Эмоциональная компетентность - это способность осознавать и контролировать собственные эмоции, а также правильно понимать и истолковывать эмоции и переживания других людей.

Общение в семье, с родственниками, друзьями и коллегами по работе - это неотъемлемая составляющая нашей жизни. И в  большинстве случаев именно эмоции определяют наши отношения с окружающими людьми: поведение, манеру разговора, то, как мы отвечаем на вопросы, ведем переговоры или договариваемся.

А раз чувства занимают такую важную роль в нашей жизни, то нужно обязательно учиться управлять ими. Потому что, как показывает практика, наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто может в критический момент взять себя в руки и не идти на поводу уныния, гнева или раздражения.

Эмоциональная компетентность позволяет управлять своим поведением и предвидеть поведение других людей, а значит, быть высокоэффективным в различных коммуникациях. Благодаря определенному уровню развития эмоционального интеллекта, у вас появляется возможность влиять на свое настроение, самомотивацию и желание работать, а также повышать мотивацию и эффективность, производительность работы других людей.

Что дает эмоциональная компетентность в бизнесе

Бизнес-коммуникации - это основа всего бизнеса, на этом все строится. И чем лучше вы умеете управлять своими эмоциями, а также чувствовать переживания других людей, тем лучше и результативнее вы сможете общаться с клиентами, вести переговоры с партнерами или мотивировать своих сотрудников на эффективную работу.

В современном мире бизнеса эмоциональная компетентность стала обязательным качеством для профессионального руководителя. Чем лучше  менеджер может воспринимать эмоции других людей и управлять своими собственными, тем большим числом сотрудников он может руководить.

Управление эмоциями позволяет фокусироваться на самом главном - результате, который вы хотите получить в бизнесе. Возьмем простой пример - ваш сотрудник не сделал важный отчет, которые вам понадобится через два часа на совете директоров. Ситуация сложная, напряженная и очень эмоциональная. Как вести себя в таком случае?

Самый очевидный и привычный для большинства выход - сорвать всю злость на провинившемся подчиненном и сделать его виноватым во всех грехах. Но ведь это невыход - отчет в срок вам это не поможет сделать, а сотрудник будет демотивирован на долгие месяцы вперед и станет работать еще хуже.

Тут как раз приходит на помощь эмоциональная компетентность. Если у вас это качество развито в должной степени, то, в первую очередь, вы вникните в ситуацию и постараетесь решить проблему в срок, т. е. сформируете отчет за оставшиеся два часа. Кроме этого не будете срываться на сотруднике, а просто дадите ему понять, что он плохо выполнил свои обязанности, чем создал определенные трудности для вас. Дальше выясните причины, почему задача не была выполнена в срок и назначьте меру ответственности на будущее за подобные промахи в работе. И все.

В большинстве случаев на практике именно такой подход дает самый лучший эффект - работа будет выполняться вовремя, сроки не будут срываться, а вы сбережете нервы себе и настроите сотрудника на гораздо более эффективную работу в будущем.

Ситуации и проблемы в бизнесе могут быть совершенно различными. И научившись управлять своими эмоциями, вы начнете достигать больших результатов с наименьшими затратами.

Эмоционально компетентному человеку гораздо проще жить и двигаться к реализации своих целей. Особенно это важно в бизнесе и в карьере — правильно общаться со своими клиентами и партнёрами. Всем известно, как много значат в бизнесе успешные переговоры. А на переговорах всегда побеждает более сильный психологически человек, который способен управлять своими эмоциями. Абсолютно доказано, что эмоциональная некомпетентность приводит к потерям в бизнесе.

Составляющие эмоциональной компетентности

Данные научных исследований в США и Европе показывают, что уровень IQ повысить практически невозможно, это явление генетическое. Но вот эмоциональную компетентность можно развивать в течение всей жизни. Для этого нужно постоянно работать над собой. И в первую очередь знать главные составляющие эмоциональной компетентности: самосознание, самоконтроль, эмпатия и эффективные навыки отношений.

Первое, что необходимо сделать - научиться осознавать свои эмоции. Это позволит вам лучше понимать свои чувства и переживания, и то, как они влияют на ваше поведение. Осознание своих эмоций – главный шаг к развитию эмоциональной компетентности. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей, мотивов и ценностей.

Благодаря самоконтролю вы начинаете использовать понимание своих эмоций для управления ими, поддерживаете у себя определенный, необходимый уровень внутренней энергии, мотивации и управляете своим поведением. Несмотря на то что вашими эмоциями движут биологические импульсы, вы вполне можете управлять ими, а значит, и самим собой. Саморегуляция является важной составляющей эмоционального интеллекта. Она позволяет вам обуздать собственные эмоции и направить их в полезное русло.

Эмпатия - это умение поставить себя на место другого человека, лучше понять его точку зрения и потребности, мотивы, которыми он руководствуется во время принятия решений. Без этого невозможно успешное взаимодействие с другими людьми.

  • Эффективное взаимодействие

Это способность  взаимодействовать с окружающими и достигать результатов посредством живого общения, обсуждения и совместной деятельности. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Как развить в себе эмоциональную компетентность

Есть много методик развития эмоциональной компетентности. Вот одна из них, которая позволяет легко и быстро получить первые результаты.

  • Научитесь распознавать свои эмоции

Как уже было сказано, осознание своих эмоций - первый шаг в развитии эмоциональной компетентности. Для того чтобы научиться легко распознавать свои эмоции, проделайте в течение трех недель следующее упражнение: разделите свой день на равные интервалы (6 - 8 часов, а лучше 1 час) и по истечении каждого периода задавайте себе вопросы “Что я чувствую. “ Почему я это чувствую?”, “Могу ли я заменить эти эмоции другими?”

После того, как вы научитесь распознавать и четко формулировать, определять свои эмоции, нужно будет учиться ими управлять. В этом вам поможет метод, сокращенно названный СЭПВД.

С помощью перечисленных ниже вопросов начните разбирать конкретные ситуации, а также чувства, которые они у вас вызвали. Вскоре, незаметно для себя, вы почувствуете, как начали лучше разбираться в своих эмоциях и научились управлять ими:

    • Ситуация: Что происходит?
    • Эмоция: Что я чувствую?
    • Причина: Что я хотел? Каково мое позитивное намерение при страданиях, злости, агрессии?
    • Выбор: Сколько еще я хочу находиться в этих эмоциях? Во что обходится мне такое поведение? Что я хочу чувствовать, чтобы получить то, что хотел? Как я могу это обеспечить? Что и кто мне может помочь?
    • Действие: Что я могу сделать для того, чтобы получить то, что хотел? Начните действовать.
  • Научитесь слушать людей

Эмоциональный интеллект напрямую связан со способностью чувствовать эмоции собеседника. Слушать и понимать людей – это единственный путь к влиянию в этом мире. Научиться этому легко - достаточно начать искренне интересоваться точкой зрения своего собеседника, и навык слушать людей войдет у вас в привычку.

Поделитесь этими знаниями с друзьями