Обучение эмоциональной компетенции

В последнее время термин emotional intelligence — эмоциональный интеллект — пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия. Впервые обозначение EQ — emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта — ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели понятие «эмоциональный интеллект ». Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области огромно. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть любую книгу Гоулмана и посмотреть, сколько страниц в конце занимают ссылки на проведенные исследования.

Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект. Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар-Он. автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды».

Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими».

Широкую популярность понятие эмоционального интеллекта приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», чья книга «Emotional Intelligence» произвела настоящий фурор в США 10 лет назад, в 1995 году. Как журналист, он сумел донести до общественности научную новинку с помощью своих книг и статей на эту тему. Во многом популярность книги была вызвана приведенными в ней данными исследований Гарвардского Университета, согласно которым успешность любой деятельности лишь на 33% определяется техническими навыками, знаниями и интеллектуальными способностями (IQ), а на 67% — эмоциональной компетентностью (EQ). Причем для руководителей — лидеров эти цифры различаются еще сильнее: только 15% успеха определяется IQ, а остальные 85% — EQ!

Как вы догадываетесь, это не означает, что технический интеллект мал. Менеджеру необходим определенный уровень IQ уже для того, чтобы получить образование, т. е. он изначально высок. А вот для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице необходимо ещё что-то. Люди с одинаковым уровнем технического интеллекта успешны по-разному. Эта разница и обусловлена эмоциональной компетентностью.

Поскольку тренер является скорее практиком, а не ученым, мы предпочитаем более короткое определение, с которым проще работать во время тренинга и которое, на наш взгляд, передает суть этого научного понятия. С нашей точки зрения, эмоциональный интеллект — это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого человека и способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого.

Мы как тренеры также предпочитаем говорить об эмоциональной компетентности. а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха.

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Важное место в нашем подходе занимает и само понятие эмоций. В литературе существует огромное количество моделей эмоций, насчитывающих до 120 различных проявлений человеческих чувств. Мы используем модель, включающую в себя четыре базовые эмоции.

  • Радость
  • Гнев
  • Страх
  • Печаль

К сожалению, только одна из них позитивная — радость, и три негативных — страх, агрессия и печаль. У каждой из этих эмоций бывают разные степени интенсивности. Если это радость, то она может быть и спокойствием, умиротворением, и полной эйфорией, экзальтацией. Агрессия — от легкого раздражения до полной ярости. Страх от легкого беспокойства, легкой тревоги, до полного ужаса, и печаль — от легкой светлой грусти, до полного горя.

Эмоции сильной интенсивности мы идентифицируем, осознаем. Только часто осознаем после того, как под влиянием этой эмоции совершаем какие-то действия, поступки, принимаем неэффективные решения, теряем отношения, от нас уходят хорошие специалисты. Дело в том, что если человек охвачен сильной эмоцией, его мыслительная деятельность тормозится. Человек не может одновременно думать и испытывать сильную эмоцию. Это касается не только негативных эмоций, но и эйфорической радости — например, когда человек влюблен. Знакомы ли вам слова родителей взрослому ребенку: «Где были твои мозги?».

Но что происходит с легким раздражением или с тревогой, которые мы в круговороте дел не осознаем? Эмоции имеют свойство накапливаться, их интенсивность возрастает. Знакома ли вам ситуация: утром долго искали ключи от квартиры, потом машина не завелась сразу, затем попали в пробку и опоздали на работу, секретарь сообщила, что необходимая работа не выполнена и т. д. Вроде и день как день, а приходите домой и ни с того, ни с сего срываетесь на ребенке из-за ерунды (или жене). Это происходит оттого, что мы не умеем в любой момент времени осознавать свои эмоции и управлять ими, и как следствие — эмоциями других людей.

Мы выбрали эти эмоции ещё и потому, что на наш взгляд, все остальные эмоции — это «коктейли» из этих четырех, в разных комбинациях, и с разной интенсивностью. Например, стыд — это коктейль из печали и в большой степени страха — что меня не примут, не так поймут, оценят и т. д.

Обучение эмоциональной компетентности

IQ развивается до определенного возраста, а дальше можно только увеличивать багаж знаний. Знания и информацию можно получать в ВУЗах, на семинарах, из Интернета и т. д. А EQ растет в течение всей жизни, естественным образом увеличиваясь с возрастом и жизненным опытом, и может быть развит на специальных программах. Для развития EQ существуют весьма эффективные способы: это тренинги по развитию эмоциональной компетентности. индивидуальные коуч-консультации и саморазвитие, т. е. самостоятельная работа по выработке навыков, запрос конструктивной обратной связи у окружающих. Неслучайно в мире сейчас все больший интерес вызывают программы МВА, в которые включены программы психологического сопровождения. Здесь, помимо бизнес-дисциплин, ведется психологическое сопровождение в виде тренингов и индивидуальных консультаций.

Важно отметить, однако, что наработка эмоциональной компетентности требует изменений на достаточно глубинном уровне и, соответственно, требует времени. То есть, если бы мы не знали, что такое маркетинг, то можно было бы сходить на однодневный семинар и получить представление об этом предмете. Но, как все понимают, стать компетентным маркетологом или наработать эту компетентность — процесс, требующий времени. Таким образом, однодневные и двухдневные программы, посвященные эмоциональному интеллекту. позволяют развить некоторые отдельные навыки эмоционального интеллекта. но, к сожалению, за это время невозможно наработать весь комплекс навыков, связанных с осознанием и управлением эмоций. По мнению Рувена Бар-Она программа развития EQ должна занимать не менее шести месяцев. Зато, как показывают исследования, эти изменения более устойчивы по сравнению с обычными навыками и знаниями.