Сознание и бессознательное «Я»

План лекции:

1. Сущность и соотношение сознательного и бессознательного.

2. Самосознание и проблема «Я».

3. Уровни, виды и система «Я» - концепции.

Основные понятия:

Бессознательное – личное и коллективное, сознание, самосознание, состояния сознания, Я, Оно, Сверх-Я, психика как целое, уровни психики и их соотношение, подходы З. Фрейда и К. Юнга, Я-концепция, внешние и внутренние источники самооценки, уровни образа себя, проблемы самооценки, адекватность самооценки, комплексы, архетипы (тень, персона, анима, анимус, самость, мудрец, бог), мифология.

Бессознательное – уровень, часть (основная, до 95-98 %) психики, не находящаяся под волевым контролем, не представленная в данный момент в психике. Состоит из личного бессознательного и коллективного бессознательного (К.Юнг).

Личное бессознательное – содержание личного опыта человека, которое не осознается в данный момент либо потому, что внимание человека направлено (сознание заполнено) на другие объекты, либо в самом человеке что-то мешает этому (он не хочет об этом думать, вытеснил из сознания и т.д, см. «защитные механизмы Я»), либо его отвлекает внешний источник. При определенных условиях и усилиях человека, с применением определенных техник (например, психоаналитических) может более или менее легко достичь сознательного уровня. Со временем становится частью коллективного бессознательного.

Коллективное бессознательное – уровень, часть психики человека являющаяся также единым для всех людей, для всей Земли – весь опыт человечества (а, возможно, и не только человечества, но и всего живого) за период его существования. Названо Вернадскими ноосферой. в отдельных источниках именуется психосферой Земли. Через коллективное бессознательное земляне связаны со всей Вселенной. Появляется в сознании либо извне (через сенсорику), либо изнутри (интуитивно - в сновидениях, внезапно пришедшими мыслями, прозрениями во время медитаций). Лежит в основе заражения. эффекта толпы.

Сознание – непосредственная очевидность, уровень, часть психики, подотчетная человеку и вследствие этого управляемая им. Осознанное бытие человека. Обеспечивает субъективную непрерывность жизни человека. Со-знание. т.е. совместное знание о себе, о мире (и в коллективном бессознательном, и в сознании).

Самосознание – осознание своего сознания, себя, как сознающего субъекта, выделение себя как Я из мира, сознание своей самости. Формируется как образ Я .

Состояния сознания – различные формы, уровни и фазы психики, сравниваемы с обычным, обыденным состоянием – обычным бодрствованием. Остальные состояния принято называть ИСС – измененными состояниями сознания. к которым относят сон, медитацию, транс, состояния с измененным течения (замедления или убыстрения) времени, аффекты и т.д.

Я (Ago, Эго ) – центр сознания (внимания), куда стекается весь информационный поток. Посредник между бессознательным и внешним миром. Притягивает содержания бессознательного и впечатления извне, формируя поле сознания и уравновешивая эти потоки. Является отражением Высшего Я .

Оно (Id) – подсознательное по З.Фрейд у, содержанием которого являются как биологически обусловленные инстинкты, влечения, так и вытесненное («забытое») из сознания. Основные инстинкты – Эрос (жизни, созидания) и Танатос (смерти, разрушения).

Супер-эго (Super-ago, Сверх-Я, Персона) – сверхсознательное по З.Фрейду, цензура человека, навязанная ему обществом, социумом через родителей. Система моральных норм, в основном состоящая из запретов и поэтому вступающая в конфликт с Оно .

Я-концепция – образ Я, многоуровневая система представлений человека о себе:

· Я-интимное (глубинное);

· Я-желаемое (каким я хочу быть);

· Я-должен (каким другие хотят меня видеть);

· Я-реальное (каким я получаюсь) и др.

Формируется в результате самосознания, определяет отношение человека к себе и лежит в основе взаимоотношений.

Состав образа Я характеризуется:

· когнитивной сложностью и дифференцированностью (числом и характером осознаваемых качеств; чем их больше – тем выше параметр);

· степенью выраженности его компонентов (физического, социального и духовного), их значимости для человека;

· внутренней цельностью, последовательностью (согласованностью или противоречивостью);

· степенью устойчивости (стабильности).

Самоуважение – общий знаменатель, интегральное измерение Я, итог самопознания. самооценки. самопринятия. самоконтроля. По У.Джемсу является результатом соотношения успеха (уровня достижений) и (к) ожиданий (уровня притязаний).

Архетипы (К.Юнг) – элементы коллективного бессознательного, мощные первичные психические образы («первичные модели»), врожденные идеи или воспоминания, основа мифологического мышления. Априорны, иррациональны и бесспорны по своей основе, суггестивны (зачаровывают) и автоматичны. Главными, по мнению К.Юнга, являются следующие архетипы:

· анима (бессознательная женская сторона личности мужчины) и анимус (бессознательная мужская сторона женщины). В той или иной пропорции содержатся в каждом из нас и проявляются в несвойственном для данного гендерного стереотипа поведения (например, в споре для мужчин проблема становится предметом их личных обид и тщеславия, а для женщин – вопросом силы – истины и справедливости);

· персона – маска, социальная роль, оболочка Я, наше публичное лицо;

· тень – бессознательная противоположность того, что человек настойчиво утверждает в сознании, отвергаемое и подавляемое человеком, моральная проблема личности, которую он обычно проецирует на других. Для гармонии необходима интеграция сознания с тенью;

· самость – воплощение целостности и гармонии личности, Высшее Я, интегрирующее сознание и бессознательное в процессе индивидуации ;

· мудрец – персонификация жизненной мудрости и зрелости;

· бог – конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир.

Мифология – отражение в сознании людей архетипов коллективного бессознательного в виде историй, сказаний, сказок, где действуют законы как видимого, так и тонкого миров. Мифологическое сознание – этап развития как цивилизации (традиционные, «примитивные» общества), так и каждого из нас (дошкольный и частично младший школьный период).

Контрольные вопросы:

1. Нужно ли человеку бессознательное?

2. Управляет ли сознание бессознательным?

3. Управляет ли бессознательное сознанием?

4. Зачем человеку сознание?

5. Что нам дает самосознание?

6. Что такое личное бессознательное?

7. Что такое коллективное бессознательное?

8. Где находится истинное «Я»?