Теория информационной войны

Мы живем в мире, в котором владение  информацией означает очень многое. Почти все. Каждый из нас знаком с понятием “информационная война” – но практически никто не ответит в точности на вопрос что же это такое. За последнее десятилетие в России появилось несколько серьезных научных работ по этой проблематике, а также масса низкопробных брошюр и статей. Среди заслуживающих внимания новинок назову, пожалуй, только книгу С. П. Расторгуева “Философия информационной войны”. Проблема сторонников “научного подхода” заключается в том, что за нагромождениями сложной терминологии зачастую теряется смысл всей работы, а изначальный замысел неумолимо истончается.

Вторая проблема “научников” состоит в том, что абсолютное большинство из них являются лишь теоретиками, не имеющими реального опыта ведения информационных войн и лишь пытающимися проводить анализ информации, имеющейся в открытом доступе. Настоящие же “практики” вовсе не стремятся афишировать свои персоны и уж тем более делиться профессиональными секретами. Автор статьи принадлежит, скорее, к последним – к практикам. В  этой статье я не обещаю раскрыть всей сути информационной войны, но коснусь ряда моментов, которые могут быть весьма полезны для людей, интересующихся данной проблематикой.

Завладение информационным пространством

I – Запуск механизма информационной инерции.

Как показывает опыт, наиболее важным этапом в ведении информационной войны является ее начало – т. е. завладение информационным пространством. Достигается это за счет быстрого, целенаправленного вброса   в СМИ – либо в альтернативные сети – информации, интересующей заказчика, либо продвижение интересующей его интерпретации какого-либо события.

Вторым ключевым фактором, обеспечивающим успех всего предприятия, является массированный характер действий, направленных на завладение инициативой на информационном поле.  Важным звеном станет поступление информации из различных, на первый взгляд не связанных друг с другом источников. Информация, подтвержденная перекрестными сведениями, полученными из разных источников, в глазах большинства имеет несравненно б?льший вес. В случае невозможности вброса информации от независимых агентов – возможно имитировать их независимость, что в целом является не слишком сложной задачей.

В том случае, если первый этап размещения информации состоялся правильно – необходимо запустить механизм Информационной инерции: вследствие которого вброшенная новость живет своей собственной жизнью. Сторонние СМИ, журналисты, блогеры начинают самостоятельное распространение подброшенной информации, причем зачастую в совершенно вольных и непредсказуемых интерпретациях.

Процесс контроля на данном этапе практически невозможен – однако, путем корректирующих действий можно в значительной степени определять направленность информационной волны.  Запуск механизма информационной инерции  можно считать первым достигнутым успехом.

Если изначально противник в информационной войне, как правило, предпочитает попросту игнорировать запущенную против него кампанию (ввиду незначительного количества поступающей информации), то после запуска механизма информационной  инерции он просто вынужден вступить в заочную полемику или, по крайней мере, выступить с опровержением появившейся информации.

II – Достижение пика интереса. Предпосылки информационного противостояния

Информационная война характеризуется своей скоротечностью, ввиду того, что для ведения долгой масштабной кампании нужны очень значительные ресурсы и работа целого коллектива специалистов – длительные информационные войны, как правило, прерогатива государств или политических партий. (длительность информационной войны определяется исходя из трех факторов: цель, которую необходимо достигнуть, возможности противника, и собственные возможности (интеллектуальный, финансовый, медийный ресурсы и проч)

Итак, будем исходить из того, что в среднем информационная война длиться не более 20 дней, очень редко более. Все что продолжается дольше этого периода, скорее всего, будет просто информационным отголоском.  Сравнительно короткие сроки информационных войн объясняются помимо затрат особенностями восприятия информации: новость интересна в основном только в течение нескольких дней, до того момента, покуда сохраняется ее новизна и актуальность. Достигнув своего пика интереса, новость впадает в фазу стагнации, после чего начинается спад.

Вывод прост: основной объем имеющихся в вашем распоряжении информационных ресурсов – следует израсходовать в первую фазу информационной войны, оставив впрочем, определенный резерв для дальнейшей стадии информационного противоборства. Целью, – или скажем так – основной целью информационной войны, является формирование у общественности определенного взгляда на то или иное событие или новость.  Дальнейшие действия, предпринимаемые уже при поддержке общественности, информационной войной в чистом виде уже не являются,  так   как лежат несколько в иной плоскости. Исключение может составлять только такой инструмент, как скоординированный интернет протест.

Итак, после формирования у общественности первоначального отношения к ситуации и запуска механизма информационной инерции – наступает фаза информационного противоборства. Оппонент включается в игру.

Впрочем, информационное противодействие может присутствовать и ранее, если противник сумеет своевременно провести мониторинг информационного пространства еще на ранней стадии вброса информации. Действия оппонента будут направлены на перехват инициативы и постановку отношения общественности к событию уже под нужным ему углом зрения. На стадии включения механизма информационной инерции это уже довольна сложная задача, которая может быть успешно реализована только при наличии серьезных ресурсов, либо обширной базы подконтрольных СМИ. Причем информационный паритет или даже победа достигнутые в сфере официальных СМИ, далеко не гарантирует схожих результатов в традиционно оппозиционно мыслящей блогосфере.  После первых ответных действий информационная война перетекает в стадию борьбы аргументов, от правильной подачи материала, аргументированной критики позиции оппонента и массированности использованных площадок – будет во многом зависеть конечный результат.

III – Нисходящий интерес. Завершение информационной войны.

В ходе продолжающейся войны аргументов, интерес  общественности к информационному поводу вокруг которого базируется вся кампания – достигает своего апогея. Для пиковой фазы информационного противостояния характерен очень широкий охват аудитории, вершина интереса общественности к событию, а также наличие у большинства респондентов сформировавшегося мнения по вопросу. В 90% случаев это мнение будет фактически тождественным версии представленной кем-либо из субъектов, принимавших участие в информационной войне.  Оставшиеся 10% представляют собой специфическую аудиторию, среди которой господствует гипертрофированный скепсис по отношению к любой поступающей информации. По каждому вопросу у этой категории граждан есть свое собственное мнение – возможности информационного влияния на них минимальны.

На стадии пика, как правило, уже можно определить победителя всей информационной кампании – но в исключительных случаях возможна и шаткая “ничья”.  Продолжение информационной войны на стадии пройденного пика интереса становиться нецелесообразным, так как у подавляющего большинства аудитории уже выработалось свое отношение к событию, плюс стремительно развивается усталость от изначального информационного повода, а как следствие падение интереса к теме.   Эффективность дальнейшего размещения информации в СМИ стремительно снижается, так как изначальный информационный повод исчерпан.

В случае принятия решения о дальнейшем продолжении информационной войны необходимо осуществить поиск нового информационного повода, который хотя бы косвенно пересекался с предыдущим. Впрочем, подобное продолжение уже не вписывается в стандартную схему. Таким образом, информационную войну можно считать законченной – победитель может пожинать плоды своей победы.