Наталья Акмурзина:«Более 60% людей тянут лямку – работают не по призванию»

Директор «Центра развития бизнеса и личности» рассказала о ключевых проблемах, возникающих у руководителя с подчиненными, и объяснила их причины.

Наталья. с какими проблемами сталкивается практически каждый руководитель в плане управления персоналом?

– Этих проблем множество, но я могу выделить наиболее типичные:

  • недостаток внутренней мотивации сотрудников, то есть, требуется постоянный контроль и допинг от руководителя;
  • низкая лояльность. При удобной возможности сотрудник легко покидает организацию;
  • конфликты, которые оттягивают на себя массу энергии и мешают конструктивному взаимодействию;
  • сотрудники берут на себя ответственность за процесс, а не за результат и талантливо находят множество оправданий тому, что желаемый результат не достигнут;
  • недостаток активности и инициативы у сотрудников;
  • сопротивление изменениям.

Потери от этих проблем мало кто пытается оцифровать, но в реальности они снижают эффективность организации в разы. Особенно больно бьет по компании отсутствие ответственности и мотивации у сотрудников.

В чем истинные причины недостатка ответственности и мотивации у сотрудников?

– Многолетняя практика работы с организациями помогла мне систематизировать полученный опыт, сведя его в простую концепцию, объясняющую причины большинства организационных проблем.

Оказалось, что есть всего три основные причины, порождающие практически все организационные трудности и проблемы, в том числе и недостаток заинтересованности работника. Это работа не по предназначению, организационные патологии и мировоззрение сотрудников. Рассмотрим подробнее.

Первая корневая причина – работа не по предназначению или не по призванию.

–  Это свойственно, по нашей оценке, более 60% всех работающих.

Что происходит, когда человек работает в соответствии со своим предназначением? Легко догадаться, что в этом случае ему очень нравится то, чем он занимается, он любит свою работу и делает ее с удовольствием. Он сам будет искать способы развить свою профессиональную компетентность. Его не нужно стимулировать и контролировать. Главный стимул для него – его внутренняя мотивация делать то, что ему интересно. Ему просто нужно не мешать. Понятно, что для любой организации такой сотрудник – большой подарок.

Сейчас при выборе работы люди больше руководствуются не призванием, а предполагаемой выгодой. И большинство работают там, где удалось устроиться, где прощезаработать, где можно построить карьеру, где удобнее график, ближе к дому и т.д. Что при этом происходит? Сама деятельность не так важна, как выгоды от нее. Поэтому процесс не приносит радости. Радость приносит день получения зарплаты или премии. Или некоторое время после повышения по карьерной лестнице.

Когда мы вынуждены делать то, что на самом деле не является нашим призванием, любви к деятельности не будет. Будет просто вынужденная необходимость.Поэтому сознательно или бессознательно человек будет работать ровно настолько, чтобы его не уволили, будет нуждаться в постоянном контроле и стимулировании от руководителя. Но и при этом результат будет в лучшем случае средний, потому что душа туда не вкладывается. То есть, в итоге сотрудник «тянет лямку», а его руководитель перегружен контролем и ответственностью.

Есть еще и другая сторона этого вопроса. Мы не учитываем важность самой идеи: каждый человек рожден для реализации своего предназначения. Когда мы выбираем не свой путь, оправдывая это какими-то выгодами или обстоятельствами, на нем не будет радости и смысла. И это не единственное следствие. Когда мы пытаемся работать не по призванию, жить не на своем пути, судьба будет посылать нам знаки – разнообразные проблемы, заставляя нас задуматься о правильности наших решений.  Интересная ситуация в связи с этим складывается у карьеристов.

Мне пришлось проводить много собеседований на руководящие должности. И было много таких кандидатов, кто искал для себя не возможность проявить свои таланты руководителя и создать что-то стоящее, а статус и зарплату. Если быть руководителем – не истинное призвание человека, то, как бы он ни старался построить карьеру, рано или поздно это вызовет сильное сопротивление его судьбы. Что проявится в больших проблемах со здоровьем, в семье или в самой деятельности.

То же происходит, если вид деятельности, в который человек вкладывает свою энергию, приносит вреддругим людям и экологии. Если мы своей деятельностью разрушаем жизнь других, то и наша жизнь рано или поздно будет разрушена. Это стоит учитывать, выбирая, на какую идею или организацию работать.

Считается также, что если человек работает по своему предназначению, то он получит столько денег, сколько ему по судьбе положено. И этого будет вполне достаточно для нормальной жизни (без раздутых невротических потребностей).

Не всегда просто определить свое призвание. Наше истинное «я» настолько задавлено социальными нормами и страхом выживания, чтомы редко слышим его голос. Но при желании это можно сделать. Для этого важно слышать свою душу, а не голос ложного эго. Это можно сделать с помощью психологов, специализирующихся на таких вопросах.

Если каждый человек сможет понять свое предназначение и будет иметь смелость ему следовать, многие организационные проблемы отпадут сами собой.

Второй корневой причиной вы назвалиорганизационные патологии. Что это такое?

– Организационные патологии – это болезни организации, т.е. отклонения от некоего идеального способа функционирования организации. Их спектр весьма разнообразен, но все они связаны с личностными особенностями руководителя и его профессиональными навыками. Все оргпатологии имеют одинаковые последствия – убивают мотивацию и лояльность сотрудников.

Самые распространенные оргпатологии – это демотивирующий стиль руководства, неправильнаяработа с целями и стратегией, неверное оформление и доведение управленческих решений до исполнителей, отсутствие выстроенной системы обратной связи.

Оргпатологии нужно уметь видеть. Как правило, сам руководитель этого сделать не в состоянии. Работает принцип «из системы систему не видно». Если руководитель действительно заинтересован в построении здоровой организации, то выявлять оргпатологии нужно обязательно и с помощью привлеченных консультантов. Только тогда будет понятно реальное положение дел и появится возможность что-то изменить.

Третья корневая причина – это мировоззрение и особенности личности сотрудников

– Даже если руководителю удастся подобрать на все ключевые должности сотрудников в соответствии с их предназначением, и он искоренит все основные оргпатологии, это еще не дает гарантии того, что проблемы в организации исчезнут. Скорее всего, он столкнется с более глубоким пластом – психологией сотрудников. В чем это проявляется? Все, что мы делаем, исходит из наших представлений о мире и о себе.

Общеизвестный, но не осмысленный почти всеми факт: в нашем обществе практически нет психологически здоровых людей, все мы в разной степени невротики. Хотя каждый из нас, как правило, уверен, что именно с ним все в порядке, проблемы у других. В психологии это называется «генеральной ошибкой когнитивной атрибуции». Поэтому подавляющее большинство людей и считает, что им меняться не нужно, пусть изменятся другие, и тогда все будет хорошо. А с такой логикой ждать лучшего будущего бессмысленно.

Есть понятие психологическое здоровье личности. Это относится примерно к 3-5% всего населения. Но именно этот тип личности – самый эффективный для жизни и деятельности. Такой человек уверен в себе и не зависит от чужого мнения, любит свою работу, высокомотивирован, ответственен и порядочен по природе своей, умеет конструктивно общаться, строить отношения, основанные на уважении и любви, активен и позитивен. Это неполный список, но и он достаточен, чтобы понять, что такой тип личности будет наиболее успешен в деятельности.

Причина того, что так мало психологически здоровых людей в обществе – само наше общество. Процесс воспитания и образования построен таким образом, что способствует развитию психологического нездоровья. Ценности, навязываемые обществом, ведут туда же. Мы получаем очень много знаний в профессиональной области и практически ничего в области самосознания, понимания смысла нашей жизни и умения строить отношения.И результат закономерен – мы имеем невротичное общество и проблемы во всех сферах нашей жизни.

Чем более невротичен человек, тем менее он эффективен в работе. Это несложно понять, если вспомнить, что в этом случае будет не хватать именно тех качеств, которые свойственны здоровому типу личности (см.выше). Страх, неуверенность в себе или напротив неадекватная переоценка себя, лицемерие, недостаток мотивации и ответственности, лень и апатия, негативность, неуважение к себе и/или к другим, непорядочность являются вполне распространенными качествами, приносящими множество проблем как руководителям таких сотрудников, так и им самим.

Поэтомуу руководителя появляется новая и важная задача – личностное развитие сотрудников, изменение их мировоззрения. Разумеется, это не быстро и не просто. Но абсолютно реально. Руководитель может через свой собственный пример показывать модели правильного отношения и поведения. Очень результативны корпоративные тренинги личностного роста, развивающие умение конструктивно общаться, ответственность и лояльность, и тем самым многократно повышающие эффективность организации.

Поэтому, если у руководителя есть потребность развивать организацию, делать ее более конкурентоспособной, стоит внимательно присмотреться к предложенной концепции. Она показывает реальный путь, который обязательно принесет позитивные результаты. Это проверено практикой, и это намного эффективнее, чем традиционные способы, используемые в организациях.

На сайте ООО «Центр Развития Бизнеса и Личности »  www.trening74.ru  можно подробно познакомиться с вариантами инновационных программ, способных многократно повысить эффективность организаций.