3.2. Развитие характера

Формирование и развитие характера человека нельзя рассматривать без учёта особенностей общества в конкретный исторический период. Соблюдающиеся в нём традиции, его идеалы и ценности, задачи, которые оно ставит перед гражданами - всё это находит отражение в мировоззрении человека, его ценностях, убеждениях, отношении к различным сторонам действительности, а значит - и в его характере.

Основы характера закладываются в раннем детстве - в 2-3 года. При этом различные черты характера начинают развиваться неравномерно, поскольку зависят от того, в какие виды деятельности вовлекается ребёнок, с какими людьми он взаимодействует и общается. В этот период огромное значение имеют условия жизни ребёнка, отношение к нему родителей, особенности принятых в семье методов воспитания. Необходимо подчеркнуть, что в одной семье у детей могут развиться разные характеры, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, одни и те же педагогические воздействия, применённые к детям с различными типами темперамента, имеют совершенно неодинаковый психологический эффект. Во-вторых, разного рода изменения - отношений между супругами, материального положения семьи и т.п. произошедшие между рождением двух детей, делают условия их воспитания неидентичными. В-третьих, тот факт, что старший ребёнок в той или иной степени оказывается вовлечён в воспитание младшего, может способствовать или препятствовать формированию ряда черт характера обоих детей - заботливости, ответственности, чуткости и т.д.

Дальнейшее развитие характера происходит под влиянием всё более широкого круга социальных групп. В дошкольном учреждении и в младших классах школы оно во многом зависит от педагогов - от того, реализуют ли они в своей работе индивидуальный подход к ребёнку, подмечают ли они те или иные тенденции изменения его характера, умело ли воздействуют на него с целью коррекции его особенностей. В этот период сверстники менее значимы для ребёнка, чем его родители, воспитатели и учителя, но взаимоотношения с ними - в группе детского сада, в классе, в спортивных секциях, кружках по интересам и т.п. - тоже вносят определённый вклад в формирование черт его характера.

В подростковом возрасте во многом меняются условия развития характера. Во-первых, именно в подростковом возрасте проявляются акцентуации характера. Если подросток живёт в относительно благополучных условиях, если не происходит психотравмирующих событий, если социальное окружение знает о «слабом месте» его характера, поддерживает его и оказывает соответствующую помощь, то он легко адаптируется к различным ситуациям, в которые попадает, переживает их без напряжения и срывов, а к концу подросткового возраста его акцентуации «сглаживаются». В противном же случае лёгкими последствиями являются аффективные реакции, преходящее ситуационно обусловленное девиантное поведение подростка, а тяжёлыми - необратимая патология его психики, зависимость от психоактивных веществ, самоубийство подростка, совершение им правонарушений и последующее помещение его в колонию для несовершеннолетних преступников. Во-вторых, для подростка сверстники становятся более значимыми людьми, чем его родители, другие взрослые члены семьи, педагоги. Поэтому на формирование черт его характера большое влияние начинают оказывать друзья, дворовые компании и т.д. В-третьих, в силу вступает процесс самовоспитания - подросток начинает сознательно, целенаправленно развивать те или иные черты своего характера. В-четвёртых, именно в данном возрасте происходит становление образа Я, что влияет на развитие характера подростка.

Характер продолжает развиваться и у взрослого человека. Необходимо подчеркнуть, что человек сам участвует в его выработке - ведь он сам совершает те или иные поступки, сам создаёт и изменяет обстоятельства своей жизни. Не только складывающиеся, но и сложившиеся черты характера не являются фатально непреодолимыми. Человек способен противостоять любым обстоятельствам - и внешним, и внутренним, в том числе собственному характеру.

Практическое задание

Диагностика особенностей характера человека осуществляется с помощью специализированных личностных опросников.

С одним из них мы сейчас поработаем. Пожалуйста, подготовьте чистый лист бумаги и карандаш.