Лекция 7. Самосознание личности

План

1. Понятие самосознания и механизмы самосознания личности

2. Этапы развития самосознания, его структура

1. Самосознание является необходимым усло­вием существования личности. Личность осознает не только окру­жающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав был С. Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

Становление самосознание включено в про­цесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становле­ния можно в ходе становления и развития са­мой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

Цель развития самосознания состоит в осоз­нании личностью своего «Я», своей отдельнос­ти от других людей . что находит свое выраже­ние в растущей самостоятельности и незави­симости субъекта.

Самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции — «Я» и оценка личностью этих представлений —самооценка.

Рассмотрим механизмы самосознания личности.

Первый из них — это способность к осозна­нию психических явлений.

Уже в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от сво­их зрительных образов, т. е. осознать то, что мир существует независимо от него, но воспри­нимается посредством образов. Эта способность, формирующаяся в течение первого года жизни

и развивающаяся впоследствии, составляет саму возможность осознания человеком своих пси­хических процессов, переживаемых психичес­ких состояний, психических свойств и качеств.

По мнению В. В. Сталина, в основе сознаваемости лежат:

1) расщепляемость . т. е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимает («я это вижу»);

2) восприятие и вы­деление объекта из среды («я понимаю, что я вижу»);

3) собственная позиция наблюдателя . связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»).

Данная способность позво­ляет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т. е. выделить свое фено­менальное «Я».

Однако, выделив себя из окружающей сре­ды, ребенок, взаимодействуя с самой средой и людьми, каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способ­ствует формированию его феноменального «Я» или «Я» - концепции.

Вторым (основным) механизмом формирования «Я»-концепции, т. е. собственно самосознания лич­ности являются феномены субъективного упо­добления и дифференциации. В. В. Столин вы­деляет следующие феномены:

1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения).

Действительно, в процессе межличностно­го взаимодействия ребенок усваивает значи­мые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует самосознание. В процессе принятия точки зрения других важ­но оценить и себя, опираясь на отношение других людей. Что же усваивается ребенком?

Это:

а) ценности, параметры оценок и са­мооценок, нормы;

б) образ самого себя, как носителя определенных способностей и ка­честв;

в) отношение к себе родителей, выра­жаемое ими посредством эмоциональных и ког­нитивных оценок;

г) самооценки самих роди­телей, т. е. самооценка родителей или одного из них может стать самооценкой ребенка;

д) способ регуляции поведения ребенка роди­телями и другими взрослыми, который стано­вится способом саморегуляции.

2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей как способы усвоения ребенком транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т. д. Что хотят внушить и внушают своему ре­бенку? Перечислить все невозможно, назовем лишь некоторые феномены: волевые и мораль­ные качества, дисциплинированность, интере­сы, способности, оценочные характеристики.

3) трансляция ребенку со стороны родите­лей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уро­вень притязаний. Родители всегда вооружают ребенка его кон­кретными оценками, целями поведения, идеа­лами, планами, стандартами исполнения дей­ствий. Если все они реалистичны, т. е. соответ­ствуют возможностям ребенка, то достигая их, он повышает и свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я» - концепцию.

4) система контроля за ребенком . Речь идет о влиянии системы контроля за ребенком, стиля воспитания, избираемого ро­дителями, на «Я» -концепцию ребенка. Конт­роль над поведением ребенка может осуще­ствляться либо по линии предоставления авто­номии ребенку, либо по линии жесткого контроля. Кроме того, сам контроль может осу­ществляться двумя способами: либо поддержа­нием страха перед наказанием, либо вызыва­нием чувства вины или стыда. Наконец, конт­роль может быть абсолютно последовательным, либо случайным и непредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важ­но отдавать себе отчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у са­мого ребенка.

Например, жесткая дисциплина преобразу­ется в самодисциплину, а контроль с помощью страха превращается в самоконтроль с посто­янной оглядкой на мнение других и избегания негативных о себе мнений.

Предсказуемый либо непредсказуемый ха­рактер родительского контроля может транс­формироваться в такое личностное качество как интернальность-экстернальность поведения.

4) система межкомплиментарных отноше­ний (система трасакций по Э. Берну).

Речь идет о характере отношений, склады­вающихся между родителями и ребенком, ко­торые могут предполагать:

а) равенство общающихся;

б) функциональ­ное неравенство, т. е. неравенство, задаваемое ситуацией, статусами общающихся и т. п.;

в) си­стему трансакций - действий субъекта, на­правленных на другого с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояние и поведение (трансакции по Э. Берну).

Очевидно, что чаще всего отношения меж­ду родителями предполагают функциональное неравенство, но с возрастом они могут менять­ся на равноправные.

5) семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.

Речь идет о роли семьи в формировании са­мосознания ребенка. В первую очередь следу­ет охарактеризовать так называемую семей­ную идентичность, т. е. совокупность представ­лений, планов, взаимообязанностей, намерений, которые создают семейное «МЫ». Именно оно, это семейное «МЫ» входит в со­держание индивидуального «Я» ребенка. Кро­ме того, самосознание ребенка будет опреде­ляться и психологической структурой семьи, т. е. той невидимой сетью требований, предъяв­ляемых членами семьи друг к другу. В этой связи семьи различаются на:

- Семьи с жесткими непроходимыми грани­цами между ее членами. Родители чаще всего ничего не знают о жизни ребенка, и только какое-то драматическое событие может акти­визировать внутрисемейное общение. Такая структура - барьер на пути форми­рования у ребенка семейной идентичности. Ре­бенок как бы исключается из семьи;

- Семьи с диффузными, спутанными грани­цами (псевдовзаимные семьи). В них поощ­ряется выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чув­ства всячески скрываются и подавляются. Такая недифференцированная семейная структура создает у ребенка трудности в са­моопределении, в формировании его «Я», раз­витии самостоятельности.

Представленные характеристики разные се­мей — это два противоположных полюса, а в центре между ними нормально функциониру­ющая семья.