Развитие творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе

    Санникова Анна Илларионовна ведущий представитель научного направления школы И.Е. Шварца, проректор по управлению качеством образования доктор педагогических наук, профессор Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Теория развития творческого потенциала обучаемых средствами образования представляет собой современное развитие идей И.Е Шварца. В стратегию педагогического управления развитием творческого потенциала обучаемых средствами образования включены два основных направления:

    создание развивающего образовательного пространства как внешнего организационно-педагогического условия, формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала как создание внутреннего психолого-педагогического условия.

Для создания выше названных условий эффективного развития творческого потенциала личности в образовательном процессе и создаются технологии. учитывающие синергию осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики и обеспечивающие личности субъектную позицию.

Новизна подхода заключается в исследовании возможностей развития творческого потенциала с точки зрения баланса двух составляющих:

    соотношения меры свободы, субъективного выбора личности и объема внешних управляющих воздействий, творческий потенциал личности трактуется как единство рационального и иррационального компонентов, методы развития творческого потенциала включают в себя как традиционные, адресованные к сознанию, так и специальные методы влияния, направленные на неосознаваемую сферу психики человека, с целью создания социально-психологических установок на саморазвитие; специальные методы при этом выполняют не только функцию стимулирования собственной активности субъекта творчества, но и психогигиеническую, обеспечивающую гармонизацию его психических состояний, а также формирование позитивной Я-концепции.

Актуальность и современность положений педагогической концепции построения образовательного процесса обусловливается тем, что она обеспечивает:

    гуманистический подход к личности, ее образованию и воспитанию; ориентирована на развитие собственной активности обучающегося, стимулирование личностного роста.

Современные образовательные технологии, в основании которых лежит концепция взаимосвязи убеждения и внушения, включают в себя:

    психогигиеническое направление, как создание благоприятного психологического климата в академической группе, а также использование психической саморегуляции в целях коррекции негативных эмоциональных состояний обучающихся (страх, стресс, агрессия); формирование готовности личности к развитию и реализации своего творческого потенциала.

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИКИ

В основе концепции исследования лежат теоретические представления

  • о феномене творчества и его проявлениях на индивидуально-личностном уровне
  • о творческом потенциале как интегративном образовании личности, имеющем системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
  • о готовности личности к развитию своего творческого потенциала как сложном динамическом образовании, формирующемся по механизму установки на разных уровнях осознанности

Определение понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложное динамическое образование, формирующееся по механизму установки на разных уровнях осознанности

Предметом исследования нашего научного коллектива с начала 90-х явилось развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе

Научные исследования проводились по нескольким направлениям:
  • Изучение феномена творчества и его проявлений на индивидуально-личностном уровне
  • Исследование творческого потенциала как интегративного образования личности, имеющего системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
  • Разработка структуры понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложного динамического образования, формирующегося по механизму установки на разных уровнях осознанности
  • Изучение механизмов развития творческого потенциала учащихся в в образовательном процессе школы
  • Исследование путей подготовки будущих педагогов к развитию творческого потенциала учащихся
  • Изучение средств стимулирования процесса развития творческого потенциала ребенка в учреждениях дополнительного образования
  • Исследование условий семейного воспитания, стимулирующих развитие творческого потенциала ребенка
Основные научные результаты:
  • Выявлены закономерности формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала по механизму установки на разных уровнях осознанности
  • Исследованы особенности организации учебно-познавательной деятельности, способствующие развитию творческого потенциала школьников
  • Изучены пути формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе организации самообразовательной деятельности
  • Определены механизмы стимулирования творческой самореализации подростков при организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей
  • Изучены пути развития Я-концепции, благоприятной для формирования готовности младшего школьника к развитию своего творческого потенциала, в художественно-творческой деятельности
  • Обоснованы условия семейного воспитания, способствующие развитию у ребенка с особыми образовательными потребностями готовности к творческой самореализации
  • Разработаны теоретико-методологические основы подготовки педагогов к реализации социально-педагогических задач по развитию ТПЛ обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности
  • Определены дидактические основы проектирования курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации, направленные на поддержку творческой самореализации педагогов
  • Определены в логике компетентностного подхода основы профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе
Обратимся к содержанию научного исследования
  • Трактовка феномена творческого потенциала как интегративного образования личности, имеющего системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
  • Определение понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложное динамическое образование, формирующееся по механизму установки на разных уровнях осознанности