§3. Теория К.Г.Юнга о типах личности. Творческое развитие этих идей его учениками

1. Биография Карла Густава Юнга.

Годы его жизни: 1875-1961. Он родился и вырос в маленькой деревушке на севере Швейцарии. Его отец был священником, который в конце жизни утратил веру в бога. Карл окончил университет, стал учеником и другом Фрейда, который даже считал Юнга своим приёмным сыном и наследником психоаналитического движения, «своим преемником и кронпринцем». Но в 1914 г. Юнг стал «отступником» и был «проклят» учителем как «еретик». После этого Юнг пережил глубокий духовный кризис. Он участвовал в полевых исследованиях в Африке, исследуя особенности сознания племён, не знающих письменности. Затем он стал профессором университетов в городах Цюрих и Базель.

2. Сущность психологической теории К. Г. Юнга.

Сущность теоретических разногласий между Фрейдом и Юнгом состояла в следующем:

· Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что резервуар бессознательного содержит не только сексуальные и агрессивные инстинкты, но и образы, архетипы, происхождение которых уходит вглубь биологической эволюции.

· Либидо – это не только сексуальная и агрессивная энергия, но и жизненная творческая сила, проявляющаяся, например, в религии или в стремлении к власти. Юнг и Адлер отвергали заявление Фрейда, что мозг представляет собой «приложение к половым железам». По мнению Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. По мнению Юнга, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам, человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.

· Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Юнг пытался найти и исследовать в бессознательном врождённый опыт человечества как биологического вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное).

Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Ему также удалось обнаружить в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Семь таких архетипа встречаются чаще других – это персона, анима и анимус, тень, самость, мудрец и Бог. Архетипы часто проявляются в сновидениях и в искусстве в форме символов. Образы бессознательного:

· Персона – социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Символ этого – маска.

· Анима – это женские черты в личности мужчины. Символ этого – Дева Мария, Мона Лиза.

· Анимус – это мужские черты в личности женщины. Символ этого – Иисус Христос, Дон Жуан.

· Тень – это тёмная тайная и дурная сторона нашего Я, образ зверя который находится в бессознательном и просыпается в минуты ярости. Символ этого – Сатана и Гитлер.

· Самость – воплощение целостности и гармонии личности. Символ этого - Мандала, абстрактный круг и нимб святого. Состояния уравновешенности и гармонии личности можно достичь только в среднем возрасте между 35 и 40 годами.

· Мудрец – это персонификация жизненной зрелости. Символ этого – пророк.

· Бог – это конечная реализация психической реальности, спроецированная на внешний мир. Символ этого – солнечное око.

В качестве заключения, следует отметить, что главный недостаток этих идей Юнга состоит в том, что они трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке. Однако в последние годы на Западе наблюдается рост популярности этих отчасти мистических идей. По моему мнению, гораздо большей научной ценностью обладают идеи Юнга о типах личности, о которых будет сказано ниже.

3. Юнг о типах личности.

Юнг выделил восемь типов личности на основе двух установок – экстраверсии или интроверсии – и четырёх функций или видов ориентации – мышления, чувства, ощущения или интуиции:

· Экстравертный мыслительный тип.

· Экстравертный чувствующий тип.

· Экстравертный ощущающий тип.

· Экстравертный интуитивный тип.

· Интровертный мыслительный тип.

· Интровертный чувствующий тип.

· Интровертный ощущающий тип.

· Интровертный интуитивный тип.

Интроверсия и экстраверсия являются двумя противоположными способами адаптации людей к воздействиям внешнего мира. Интроверт – это человек, интерес которого направлен в себя, он руководствуется в своём поведении внутренними принципами. Такой человек бывает застенчив, стремится к уединению, склонен к обороне, к консерватизму, предпочитает привычную домашнюю обстановку, дружит с небольшим числом близких друзей, предпочитает перед началом действий всё тщательно рассчитать. Экстраверт – это человек, интерес которого направлен вовне, он руководствуется внешними обстоятельствами и общественным мнением. Экстраверт бывает очень общительным, стремится быть в компании, склонен к рискованным поступкам и внезапному нападению как истинный искатель приключений, к реформам и нововведениям, путешествиям, необдуманным поступкам, знакомствам с новыми людьми. Экстраверт считает интроверта скучным, предсказуемым, упрямым, отсталым и косным, который портит удовольствие другим. Интроверт считает экстраверта капризным, ненадёжным, лживым, поверхностным и бездельником. По моему мнению, не существует плохих типов личности, каждый из них имеет плохие и хорошие черты, каждый из них стремится жить и выживать так, как умеет. В природе существует два противоположных способа адаптации:

· Высокая скорость размножения при низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида.

· Многообразные средства самосохранения при низкой плодовитости.

Сходным образом, специфическая природа экстраверта побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во всё, в то время как тенденция интроверта – оборонять себя от любых внешних опасностей, создать для себя наиболее могущественное положение и комфортную жизнь. Таким образом, экстраверсия – это направленность внимания на внешнее окружение личности – на слухи, моду, цены, богатство, престиж и власть. Интроверсия – это направленность внимания личности на свой внутренний мир – на собственные идеи и принципы, книги и творчество. Внешним признаком интроверта является смелый открытый взгляд, высокая общительность и широко раскрытые глаза. Внешние признаки интроверта – это стеснительность, несмелый взгляд и необщительность.

Функция мышления противоположна функции чувства, функция ощущения противоположна функции интуиции. Такой вид ориентации, как функция мышления, означает способность использовать в жизни логические рассуждения. Функция чувства позволяет оценивать выгоду или невыгоду («что почём»), соответствие нашего поступка общественному мнению. Функция ощущения есть восприятие с помощью органов чувств. О сущности интуиции сказано в §1. У каждого человека одна из функций оказывается более развитой, чем остальные и называется первичной. Он её использует наиболее успешно и автоматически. Противоположная функция называется подчинённой и является для человека подавленной, недостаточно развитой или даже полностью отсутствующей. Две «боковые» функции называются вспомогательными, ими человек владеет кое-как, например, для мыслительного типа вспомогательными функциями являются ощущение и интуиция, подавленной функцией для мыслительного типа является функция чувства. Для других типов соответственно. Человек получает свой тип личности по наследству от родителей и не способен его сменить в течение жизни, но он способен развивать свои вспомогательные функции. Иногда жизнь заставляет человека сменить свою установку или функцию на противоположную установку или функцию, но это чревато для него психическим расстройством. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа, который производит впечатление холодного и догматического человека, был Фрейд, а прототипом интровертного интуитивного типа, который держится в стороне от окружающих и является эксцентричным, был сам Юнг. К сожалению, Юнг пренебрегал традиционными научными методами эмпирического исследования и не составил тестов на тип личности, хотя дал словесное описание этих типов. Сама его классификация типов личности нуждалась в некотором уточнении. Эти задачи постарались выполнить его ученики и последователи. Я считаем себя одним из них.

4. Последователи теории Юнга о типах личности.

Изабель Маерс-Бриггс и её мать Кэтрин Бриггс к шести юнговским показателям добавили ещё два – планирование и импульсивность. Способность к планированию означает стремление заранее принять решение и действовать по плану, прорабатывая промежуточные этапы и способы достижения цели. Импульсивность означает склонность иметь много вариантов и действовать в зависимости от обстоятельств. Таким образом, у этих авторов на основе восьми показателей получилось шестнадцать типов личности, но это слишком много, поэтому Д. Кейрси разделил шестнадцать типов личности на четыре группы по четыре портрета в каждой. Каждой группе Кейрси дал мифологическое имя:

· Дионисий, который обладает здравомыслием и импульсивностью.

· Эпиметей - здравомыслием и планированием.

· Аполлон – интуицией и чувством.

· Прометей – интуицией и мышлением.

Эти авторы составили тесты на тип личности, которые широко используются на Западе, в частности при приёме на работу. По моему мнению, концептуальные поправки этих авторов к теории Юнга были не совсем удачными, так как 16 типов – это слишком много для визуального теста на тип личности. Можно сделать вывод, что, с одной стороны, мои исследования, о которых будет сказано ниже, идут в русле подобных самых современных исследований на Западе, а, с другой стороны, мои теоретические принципы отчасти отличаются от идей других авторов. История науки показывает, что первое обстоятельство отчасти предохраняет от превращения авторских идей в полный научный бред, а второе обстоятельство – от превращения в плагиат или в попытку изобрести велосипед, уже давно изобретённый.

5. Моя точка зрения на типы личности.

Мои исследования и наблюдения показали, что необходимо следующим образом упростить и исправить теоретическую конструкцию Юнга:

· Необходимо отвлечься в классификации типов личности от разделения на экстравертов и интровертов, так как мыслительный тип – это всегда яркий интроверт, а чувствующий тип – это всегда яркий экстраверт, ощущающие типы и интуитивные типы бывают и интровертами и экстравертами в незначительной степени.

· Необходимо заменить неясную функцию «чувство» на физиологически обоснованную функцию «устная речь», именно в процессе постоянного общения этот тип узнаёт о слухах и оценках, господствующих в общественном мнении, узнаёт «что почём».

· Необходимо заменить функцию «ощущение», присущую всем животным, на исключительно человеческую функцию «способность к орудийной деятельности» или «технические способности».

· Необходимо заменить функцию «мышление» на близкую по смыслу функцию «абстрактно-логическое мышление».

Таким образом, по моему мнению, существует четыре типа личности – техник, психолог, спикер и теоретик, каждый из которых имеет одну ведущую функцию. Техник обладает способностью к орудийной деятельности, психолог – к интуиции, теоретик – к абстрактно-логическому мышлению, спикер – к устной речи.

Между противоположными типами личности возникают конфликты и неприязнь в отношениях: между теоретиком и спикером, между техником и психологом. Самые хорошие отношения возникают между одинаковыми типами личности: между спикером и спикером, между теоретиком и теоретиком, между психологом и психологом, между техником и техником. Приемлемые отношения возникают между близкими типами личности: между спикером и техником, между спикером и психологом, между теоретиком и техником, между теоретиком и психологом. Свой тип личности человек получает от рождения по наследству от родителей и не способен его изменить в течение жизни. Он способен развивать свою ведущую функцию и вспомогательные функции мышления в течение жизни, но он не способен развивать противоположную функцию. Левое полушарие головного мозга оперирует словами и знаками, правое полушарие оперирует образами и продуцирует сновидения. Таким образом, у теоретика, спикера и техника преимущественное развитие получило левое полушарие головного мозга, а у психолога – правое.

Каждый тип личности имеет «опознавательные знаки» на лице в форме разной степени проявления эмоций, разной степени развития устной речи. В поведении человека в разной степени проявляются такие привычки, как способность к абстрактно-логическому мышлению, к терпению, старанию и аккуратности способность лидировать. Исследователь может научиться фиксировать эти опознавательные знаки на лицах окружающих людей и делать прогнозы об их склонностях и стереотипах поведения. Сначала нужно определить тип личности по опознавательным знакам, а затем можно догадаться о будущей судьбе этого человека и будущих конфликтах или дружбе с этим человеком. В этом состоит польза визуального теста на тип личности. Удобство визуального теста по сравнению с письменным тестом состоит в том, что не всегда удобно предложить тест своему начальнику или столичному политику. В процессе проведения исследований исследователь получает возможность проводить невключенное наблюдение, например, в суде или в службе занятости, не отвлекая судью или чиновника службы занятости от выполнения своих прямых служебных обязанностей. Обучение использованию визуального теста должно помочь школьнику в решении проблем своей самостоятельной жизни. Мой опыт обучения школьников показывает, что искусство определять типы личности окружающих людей приобретается после непродолжительного периода тренировок. Ниже, в домашнем задании, приведены словесный и визуальный тесты на тип личности. С помощью этого визуального теста мной было опрошено 242 учащихся школы №6 г. Березники в 2002 г. В результате оказалось, что теоретики составляют 3% от общего количества опрошенных, спикеры – 46%, техники – 32%, психологи -19%. Среди теоретиков доля мальчиков составляет 2/3 и девочек – 1/3, среди спикеров доля мальчиков – ½ и девочек – ½, среди техников доля мальчиков – ½ и девочек – ½, среди психологов доля мальчиков – 1/5 и девочек – 4/5. Словесный тест на тип личности позволяет определить тип личности с точностью на 79%. Степень достоверности визуального теста является существенно выше степени достоверности словесного теста, Недостатком метода визуального тестирования является слишком сильная зависимость достоверности результатов исследования от степени опытности исследователя, от его навыков по визуальному определению типа личности. В других параграфах будет сказано подробнее о склонностях типов личности в различных областях жизни – в политике, при выборе профессии, о склонности к безработице, преступности, успеху в любви и так далее.

Вопросы для размышления.

1. По вашему мнению, кто находится ближе к истине в дискуссии между Фрейдом и Юнгом, или они оба в чём-то неправы?