Что движет поведением человека

Мне стало интересно, если нашим поведением движут не удовольствия и страдания, тогда что же? Что же в действительности имеет для нас значение?

Теория Платона

Согласно Платону (427-347 гг. до н.э.), стремление к истине (любознательность) является одним из важнейших двигателей жизни, а мудрость - одним из величайших истинных удовольствий. Платон развил дальше представление о вечном мире идеалов, которые определяют суть всех вещей; когда мы открываем такие вечные идеалы, мы переживаем радость познания. Платон также высоко ставил значение разума, морального долга и служения обществу.

Теория Фрейда

Совершенно другую точку зрения о мотивации человеческого поведения выдвинул Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он говорил, что с рождения до смерти люди хотят секса, секса и еще раз секса. Причина того, что мы не реализуем это желание в полной мере, заключается, согласно Фрейду, в том, что многие наши сексуальные стремления являются подсознательными, а это означает, что их признание влечет за собой непреодолимое чувство вины, тревоги и смущения. Позднее Фрейд несколько изменил свои взгляды, добавив, что нашим поведением управляет не только секс, но и агрессивность.

Если вы не читали Фрейда или не имели удовольствия лично знать некоторых из психоаналитиков прошлого, вы, вероятно, просто не представляете себе, насколько важным они считали значение секса с точки зрения психологии. Фрейд был настолько поражен значением секса, что даже изобрел для него новое название - либидо. Он писал, что в подсознании карандаш является символом пениса, а коробка - символом влагалища. Он сформулировал Эдипов комплекс: теорию о том, что мальчики от 4 до 5 лет желают иметь сексуальные отношения со своими матерями. Он считал, что у молодых девушек развивается комплекс неполноценности, в основе которого лежит зависть к представителям мужского пола, потому что они наделены пенисом. Когда я был аспирантом факультета психологии Иельского университета, я прослушал лекцию Джона Долларда, одного из крупнейших в мире психоаналитиков того времени. «Что бы мы ни делали в жизни, мы должны позаботиться о том, чтобы получить достаточно секса», - советовал он. Он призывал нас следовать его совету, чтобы избежать развития неврозов. Выступая перед группой молодых студентов колледжа, Доллард не испытывал никаких неудобств, убеждая своих слушателей в важности его идеи.

Современники Фрейда

Многие психологи, современники Фрейда, или те, кто пришел вслед за ним, восприняли многое из того, что говорил Фрейд, но разошлись во мнениях с ним о важности сексуальной мотивации. Например, Карл Юнг (1875-1961) полагал, что воля к жизни, общая жизненная сила, является важнейшим мотиватором человеческого поведения. Альфред Адлер (1870- 1937) писал о стремлении к превосходству и власти. Эрик Эриксон (1902-1994) разработал теорию развития «я» (эго), или того, что можно просто назвать стремлением человека к развитию.

Различные школы бихевиоризма (науки о поведении человека - прим. переводчика) выражали различные взгляды по вопросу о том, что управляет поведением людей.

Кларк Халл (1884- 1952) и Кеннет Спенс (1907-1967) разработали имеющую влияние модель поведения, в которой рассматривались мотивы человека с точки зрения ряда познанных и непознанных побуждений, таких как побуждение поесть, если голоден, или побуждение избавиться от тревоги. Этот подход уделяет больше внимания активизирующей функции мотивов, чем роли конкретных мотивов, которые определяют стремление людей к достижению тех, а не иных целей. Теория Халла-Спенса пользовалась огромным влиянием в период с 1950 по 1975 гг.

Что движет поведением человека. Б. Ф. Скиннер (1904-1990), еще один ведущий бихевиорист, который убеждал психологов меньше обращать внимания на поиск основных мотивов, которые управляют нашей жизнью. Скиннер полагал, что все мотивы, мысли и чувства (включая удовольствия и страдания) являются личными. Только вы знаете, что движет вами, и если вы не расскажете нам об этом, то мы можем только гадать о них. Поскольку личностные мотивы нельзя определить с научной достоверностью, Скиннер заключил, что психологам не следует обращать на них внимания. (Если ваш супруг/супруга перестанет обращать внимание на ваши мотивы, мысли и чувства, то, может статься, он/она стал/а бихевиористом).

Что движет поведением человека. Карл Роджерс (1902-1987) заявил, что людьми движут в той или иной степени два желания: желание расти, называемое самореализацией, и желание самопризнания. Согласно этой точке зрения ключ к счастью - это жизнь в соответствии со своей системой ценностей. Если люди делают что-то, что идет вразрез с их собственными представлениями о жизни, они теряют уважение к самим себе, останавливаются в развитии и становятся несчастными. Фактически, теория Роджерса представляет собой начальную попытку свести многое из того, что является значимым для нас, к нескольким перекрывающимся мотивациям.

Теория Джеймса

Уильям Джеймс (1842-1910), великий американский психолог, философ и педагог, и Уильям МакДугалл (1871 -1938), блестящий специалист по социальной психологии из Гарварда, полагали, что поведение мотивируют инстинктивные желания. В своем эпическом труде «Основы психологии» Джеймс представляет следующий перечень основных инстинктивных желаний:

бережливость желание запасать и собирать

созидание желание строить и достигать

любознательность желание исследовать и узнавать

самолюбование желание быть в центре внимания

семья желание растить своих детей

охота желание добывать пишу

порядок стремление к чистоте и организованности

игра желание веселиться

секс желание продолжить род

стыд желание не быть выделенным

боль желание избегать болезненных ощущений

стадность стремление к установлению социальных контактов месть стремление к агрессивности МакДугалл расширил и усовершенствовал этот перечень.

Джеймс и МакДугалл вместе поняли, что человеческие желания многогранны. Они сопротивлялись попыткам свести все к одному или двум супермотивам, таким, как секс и агрессия (Фрейд) или стремление к превосходству (Адлер). Джеймс и МакДугалл были первыми влиятельными психологами, которые разработали всеохватывающую теорию основных человеческих желаний.

После смерти Джеймса в 1910 году против МакДугалла выступали как бихевиористы, так и психоаналитики. Бихевиористы отвергали идею МакДугалла о том, что желания предаются по наследству, утверждая, что они приобретаются в процессе познания. Рассматривая поведение человека с точки зрения в основном сексуальной мотивации, психоаналитики утверждали, что Джеймс и МакДугалл выделили слишком много инстинктивных желаний. Влияние Джеймса и МакДугалла могло бы быть начисто утрачено, однако, гарвардский психолог Генри А. Мюррей (1893-1988) переформулировал перечень МакДугалла и представил его в виде списка психологических потребностей. Работа Мюррея получила широкий резонанс, частично благодаря тому, что он разработал популярную методику для оценки мотивации поведения человека.

Теория Маслоу

Другим психологом, который внес важный вкладе изучение мотивации поведения человека, был Абрахам Маслоу (1908-1970). Маслоу был одним из немногих психологов, которые рассматривали человеческую природу прежде всего с мотивационной точки зрения. Он сделал важный вывод о том, что мы являемся порождениями желаний, которые постоянно чего-то хотят. В этом смысле, Маслоу проанализировал поведение человека совершенно иначе, чем это сделали многие из психологов. Я принимаю и даже развиваю мысли Маслоу, утверждая, что мотивационный подход к поведению человека потенциально может объяснить гораздо больше в его поведении, чем это обычно полагают.