Что такое Аюрведа?

Совсем недавно в Европе и Америке стали узнавать, что есть такая наука Аюрведа. что она сохранилась в Индии, Бирме, Непале и Индонезии. Появились первые аюрведические средства, составленные на основе древних манускриптов, и врачи убедились на практике и на личном опыте, что эти препараты очень эффективны и не имеют побочных эффектов. Они увидели, что за короткий период времени удавалось сделать то, что было невозможно сделать средствами современной западной медицины.

Что такое Аюрведа?

Слово "аюрведа" в переводе с санскрита означает "наука жизни и долголетия". Но Аюрведа - это не только наука, Аюрведа - это также и философия.

Аюрведа - это искусство повседневной жизни в гармонии с природой и ее законами. Она включает в себя систематизированное знание и практическую мудрость, которые ведут к здоровью и исцелению.

Аюрведа делает упор на поддержание хорошего здоровья и профилактику болезней, и это является ее основной, первичной целью. Лечение уже возникших заболеваний – это дополнительная, вторичная цель.

Аюрведа – древнейшая из сохранившихся до наших дней всеобъемлющих медицинских систем в мире. Ее название образовано из двух корней древнейшего на земле языка – санскрита: "аюх" (долгая жизнь) и "веда" (знание). Аюрведа предлагает полное глубокого смысла всестороннее знание о здоровом образе жизни и мировоззрение о том, как находиться в гармонии с природой. Она возникла более 5000 лет назад, когда она была подробно изложена и применялась на практике теми же святыми мудрецами – риши. которые заложили фундамент ведической цивилизации в Индии, сформулировав и оформив основополагающие принципы жизни в надлежащие философские системы.

По этой причине главным источником знания в этой области остаются Веды – составленные этими мудрецами божественные книги о знании, которое они получили как откровение Бога, и, особенно, четвертая из Вед – Атхарваведа, окончательная письменная фиксация которой относится примерно к первому тысячелетию до н.э. Наиболее известные из немногих других трактатов по аюрведе, написанных примерно в то же время и дошедших до нас – "Чарака самхита" и "Сушрута самхита", которые посвящены терапии (внутренним болезням) и хирургии соответственно. "Аштанга хридаям" – это сокращенная компиляция ранее записанных текстов, которая была создана примерно тысячу лет назад. Эти произведения формируют наибольшую часть базового знания по аюрведе в том виде, как она практикуется сегодня.

Искусство аюрведы широко распространилось в шестом веке до нашей эры, будучи принесенным в Тибет, Китай, Монголию, Корею и Шри-Ланку буддийскими монахами, которые путешествовали в эти страны. Хотя не многое из всего этого дошло до нас в первоначальной форме, влияние этих первоначальных методов может быть замечено в различных концепциях новой эпохи, которые возникли на их основе.

Аюрведические методы оздоровления, основанные на принципах целостности и гармонии между Человеком и Природой, проверялись и совершенствовались веками. На протяжении столетий Аюр-Веда была предана забвению. Значительная часть клинических и теоретических знаний не использовалась или была попросту утрачена.

В последние годы под руководством и вдохновением Махариши Махеш Йоги. основателя программы Трансцендентальной Медитации, Аюрведа была возвращена к жизни во всей своей полноте под названием Махариши-Аюрведа. Эта наука об установлении баланса в уме и теле; она использует двадцать подходов для обретения и поддержания совершенства во всех областях жизни. Махариши представил Аюрведу миру, где ее терапевтические принципы и значимость подверглись тщательной переоценке и были заново проинтерпретированы. Интенсивные исследования привели к синтезу базовой концепции Аюрведы и передовых теорий современной науки, таких как Теории Суперсимметричного Единого Поля в квантовой физике. Этот синтез поместил Махариши-Аюрведу на передний край медицинской мысли.

Махариши-Аюрведа добавляет к современной медицинской практике целый ряд новых элементов. Ее система типологии пациентов способна предсказывать факторы риска и определять тенденции протекания болезни. Ее терапевтические методики подчеркивают важность модификации психофизиологических и диетологических факторов, определяющих заболевание, а также факторов поведения и окружения. Это расширяет горизонт врачебного подхода к целому ряду нарушений. В сегодняшнем мире Махариши-Аюрведа занимает положение всесторонней современной системы здравоохранения.

Ни одна философия не оказала такого большого влияния на аюрведу, как философия санкхьи. в которой описывается сотворение и проявление вселенной. В ней показывается, что за всем творением стоит состояние чистого бытия или осознания, которое вне времени и места, не имеет начала или конца и каких-либо качеств. Внутри этого чистого бытия возникает желание получить переживание себя, что приводит нарушению равновесия и порождает проявление исконной энергии. И два начала объединяются, чтобы осуществить и наполнить жизнью "танец мироздания".

Неуловимая, неописуемая и чрезвычайно утонченная, эта исконная энергия – и сама по себе, и все то, что вытекает из нее – существует только в чистом бытии и является созидательной силой всякого и всего действия, источником формы, которая обладает качествами. Материя и энергия взаимосвязаны настолько тесно, что, когда энергия принимает форму, мы склонны рассматривать ее только в терминах материи. И, значительно измененная, она, в конечном счете, ведет к проявлению известных нам умственного и физического планов мироздания.

Она также вызывает космическое сознание, которое является всеобщим порядком, пронизывающим всю жизнь и все живое. Индивидуальный разум, в отличие от обыденного интеллектуального ума, исходит из этого сознания и является его частью, или аспектом. Это – внутренняя мудрость, часть индивидуальности, которая остается незатронутой запросами повседневной жизни, или ахамкарой, чувством эго, или принципом "я".

Санскритское слово ахамкара, для которого нет точного перевода, является концепцией, не совсем понимаемой всеми, поскольку зачастую она ошибочно приравнивается к концепции "эго". Охватывая намного больше, чем только это, она, в сущности, является той частью "меня", которая знает, какие части всеобщего мироздания являются "мной". И это "я" не является чем-то отдельным от всеобщего сознания – оно имеет некую личностную тождественность, которая обособляет и определяет границы "меня". По этой причине не только люди, но и все порожденное в мире обладает ахамкарой.

Из ахамкары возникает двойственное порождение.

Первое – это саттва. субъективный мир, который способен воспринимать материю и управлять ей. Оно включает в себя тонкое тело (ум), способности пяти органов чувств слышать, осязать, видеть, различать вкус и обонять и пяти органов действия говорить, оперировать руками, ходить, производить потомство и выводить из организма отходы жизнедеятельности. Ум и тонкие органы, обеспечивающие мост между телом, ахамкара и внутренняя мудрость – эти объединенные вместе три аспекта составляют основную природу людей.

Второе – это тамас. объективный мир из пяти первоэлементов звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха – пяти тонких первоэлементов, которые порождают плотные первоэлементы эфира или пространства, воздуха, огня, воды и земли, и из которых образуется вся материя физического мира. И это – раджас. сила или энергия движения, которое соединяет части этих двух миров.

Плотный элемент