Проект «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка:

Проблема: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Приобщение к здоровье сберегающему и здоровье укрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т. к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется поведение, складываются привычки. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — является одной из главных задач. Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни, научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Цель: Создание психолого-педагогических условий для развития и укрепления здоровья детей, повышение осознанности и понимания дошкольниками необходимости заботы и активной деятельности по формированию своего здоровья.

Задачи:

- формировать представления о здоровье человека и способах его укрепления; о гигиене здоровья.

- формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, желание у детей заботиться о своем здоровье.

- формировать осмысленное отношение к необходимости занятий физкультурой и спортом, важных для нормального роста и функционирования всех органов и систем организма

- формировать уравновешенное активное поведение и преобладание бодрого, хорошего настроения, способности быстро адаптироваться к новой обстановке;

- формировать представления об основах безопасности жизнедеятельности и развитие способности принимать правильное решение в опасных для жизни ситуациях;

- развитие у дошкольников познавательных и исследовательских интересов, творческих способностей, самостоятельности и активности;

- развитие коммуникативных навыков в ходе совместной деятельности детей и взрослых.

Участники проекта:

-Воспитатели;

-Дети подготовительной речевой группы;

-Инструктор по физическому воспитанию;

-Родители;

-Музыкальный руководитель;

Сроки реализации:

Сентябрь 2013- май 2014гг.

Место реализации: Детский сад КВ №27.

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный этап:

Задачи этапа: проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровье сберегающего поведения;

1) Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2) Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Аналитический

Задачи этапа: выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта и круг их интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети старшего дошкольного возраста, их родители).

Родители – анкетирование

Дети – мониторинг

III «Планирование

Задачи этапа: разработать систему интеграции образовательной деятельности познавательного характера и занятий физической культурой, способствующих формированию первичных представлений о человеческом организме как важном условии формирования здорового образа жизни»

IV «Организация»

Этап включает в себя интеграцию образовательных областей: «познание», «социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «физическая культура», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка», которая осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.

Работа с детьми:

-Непосредственно образовательная деятельность.

- Интеграция образовательной познавательно-исследовательской деятельности и занятий физической культурой 1 в неделю.

- Дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики (ежедневно в чередовании) .

-Сюжетно - ролевые игры.

- народные игры, подвижные игры, спортивные игры и игровые упражнения, игровые задания.

- индивидуальная профилактическая работа.

Ожидаемый результат реализации проекта:

Ценностное, бережное отношение ребенка к своему здоровью, развитость интегративных качеств личности

-Комплексный интегрированный подход в содержании и организации образовательной деятельности.

-Наличие теоретических и практических навыков у педагогов.

-Накопление и систематизация материала по здоровье сбереженью и созданию здоровье сберегающей среды в группе.

-Активное сотрудничество с семьей .

План работы с детьми по физкультурно-оздоровительной работе

на 2013-2014 год.

Время проведения

Форма работы

Цели и задачи

Сентябрь

Беседа «Путешествие в страну Здоровья! » Выделить компоненты здоровье человека и установить их взаимосвязь. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

Октябрь Игра - эксперимент «Путешествие пирожка» Показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества. Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта, воспитывать интерес к занятиям физической культурой, стремление изучать и заботиться о своем организме.

Ноябрь Беседа «На столе у нас всегда лишь полезная еда» Уточнить представления детей о полезных для организма продуктах питания, формировать представление о витаминах, в каких продуктах питания они содержатся, их назначение в организме.

Декабрь Беседа: «Главный мотор организма»

Уточнить представления детей о роли сердца для организма человека. Систематизировать знания о строении сердца и кровеносной системы, о необходимости ведения здорового образа для поддержания работы сердца.

Январь:

Досуг «Дорога к доброму здоровью» Формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Определить и закрепить знания о значении витаминов, о соблюдении навыков гигиены.

Февраль Родительское собрание «Береги здоровье смолоду» Систематизировать знания родителей о правильном питании, о профилактике и лечении заболеваний, о чистоте.

Март Игра – эксперимент «Наши помощники - глаза, уши, зубы» Расширить знания детей о строении, назначении органов чувств. Привести к пониманию о необходимости бережного отношения к органам чувств.

Апрель Развлечение совместно с родителями

«Путешествие в страну Здоровья» Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

Май Игра – эксперимент «Мои помощники – мышцы и скелет» Познакомить детей с функцией мышц и скелета. Воспитывать уважение и бережное отношение к себе через познание себя, частей своего тела. Научить правильному порядку выполнения обще развивающих упражнений. Учить ощущать и чувствовать процесс движения любой частью тела.