Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Развитие интереса к здоровому образу жизни у младших дошкольников

15.11.2015 20:12 Ильясова Оксана Михралиевна

Развитие интереса к здоровому образу жизни у младших дошкольников

Ильясова Оксана Михралиевна,

воспитатель ГБДОУ д/с 104

Выборгского района Санкт-Петербурга

Жизнь в 21веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. развитие привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее-это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно – способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.

Развитие интереса к здоровому образу жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Изменилась моя роль как воспитателя. Я должна не только дать качественные знания детям, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Актуальность данной проблемы (ухудшение здоровья детей) обусловила выбор области исследования формирования здорового образа в детском саду и определила тему данной работы.

Объект исследования —представления о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — процесс формирования здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Цель работы. совершенствование педагогических условий для формирования у младших дошкольников основ здорового образа жизни.

1. Развитие интереса к здоровому образу жизни;

2. Сохранение и укрепление здоровья детей;

3. Воспитание у детей интереса к сохранению своего здоровья;

4. Формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в сохранении своего здоровья;

5. Снижение заболеваемости.

1.Изучить литературу по данному вопросу и выявить условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

2.Выявить возрастные и индивидуальные особенности формирования здорового образа жизни.

3.Определить эффективные технологии, формы, методы и приёмы работы по формированию у детей основ ЗОЖ.

4.Совершенствовать предметно—развивающую среду, способствующую развитию инициативы самостоятельности, активности и реализации интересов детей в разных видах деятельности.

5.Охрана здоровья детей;

6.Совершенствование функций организма ребенка;

7.Полноценное физическое развитие;

8.Воспитание интереса к различным, доступным детям видам двигательной деятельности;

9.Дальнейшее снижение простудных и инфекционных заболеваний;

10.Воспитание физически развитого закаленного ребенка.

Этапы работы.

1.Подготовительный. изучение публикаций по данному вопросу, подготовка предметно-развивающей среды.

2.Внедренческий.

3.Заключительный (статистический): сравнительный анализ результатов динамики диагностики.

Работа по развитию интереса к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Практическая значимость состоит в разработке определённой системы по формированию у детей здорового образа жизни и применение этой системы совместно с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и в семейном воспитании.

База исследования.

Работа проводилась мной в течение четырех лет в ГБДОУ №104.

Я выбрала эту тему потому что ,здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью ещё не могут. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.

1.Подготовительный этап.

Создание физкультурно-игровой среды определяется программными задачами всестороннего воспитания детей. Многообразие физкультурного оборудования даёт возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть прочным и устойчивым. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой оборудование имеет хорошие крепления, есть гимнастические маты.

2.Внедренческий этап.

1.Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.

2.Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнёра, контролировать и координировать движения).

3.Рассказывать о правилах поведения на улице посёлка, города: переходить улицу на зелёный цвет светофора только за руку с взрослыми, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперёд.

4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснять правило «нельзя».

5. рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

6.Рассказывать о культуре еды, о правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана.

7. Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой. Есть аккуратно. Не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами. Не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб. Печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям ; пользоваться салфеткой. Спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо».

Основной целью физического развития в дошкольном возрасте является становление ценностей ЗОЖ, удовлетворение естественной потребности детей в двигательной активности, формирование элементарной осведомленности в области охраны и укрепления здоровья и физической культуры. Для формирования здорового образа у младших дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского садика проводится утренняя гимнастика, цель которой, создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры, Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Развитие интереса к здоровому образу жизни дошкольников тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребёнка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников.

Для полноценного физического развития детей в ДОУ созданы следующие условия:

*спортивно-музыкальный зал

*спортивная площадка мини-стадион

*двигательные уголки в группах

Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу:

*утренняя гимнастика

*бодрящая гимнастика после сна

*спортивные игры

*подвижные игры на прогулке

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы:

* дыхательная гимнастика

*коррегирующая гимнастика(плоскостопие, осанка)

Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей;

*игровые

*сюжетные

Использую следующие методические приёмы:

* рассказы и беседы воспитателя;

*заучивание потешек, чтение художественной литературы: (К.И.Чуковского, «Мойдодыр», В.Маяковского, «Что такое хорошо, что такое плохо?» и т.д)

* моделирование различных ситуаций;

* рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

* сюжетно-ролевые игры-( «Кормление куклы», «Повар», «Помогаем маме» и т.д)

* дидактические игры-( «Кто как купается?», «Каковы наши зубы?», « Научим куклу раздеваться после прогулки», «Потерялись башмачки», « Застегни-расстегни» и т.д)

* игры-тренинги;

*подвижные игры;

*пальчиковая и дыхательная гимнастика;

*самомассаж;

*физкультминутки.

Использую следующие методические приёмы:

* рассказы и беседы воспитателя;

*заучивание потешек, чтение художественной литературы: (К.И.Чуковского, «Мойдодыр», В.Маяковского, «Что такое хорошо, что такое плохо?» и т.д)

* моделирование различных ситуаций;

* рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

* сюжетно-ролевые игры-( «Кормление куклы», «Повар», «Помогаем маме» и т.д)

* дидактические игры-( «Кто как купается?», «Каковы наши зубы?», « Научим куклу раздеваться после прогулки», «Потерялись башмачки», « Застегни-расстегни» и т.д)

* игры-тренинги;

*подвижные игры;

*пальчиковая и дыхательная гимнастика;

*самомассаж;

*физкультминутки.

3.Заключитетельный этап(статистический).

Для эффективного отслеживания уровня развития детей вся работа строилась на диагностической основе и дальнейшей коррекционной работе. При диагностики использовались тесты ( задания) определённые для каждой возрастной ступени, начиная с 2-х лет. Эти тесты провожу на физкультурных занятиях, на прогулке ( в групповой комнате—в свободное от занятий время и при наличии свободного достаточного пространства для того или иного задания.), иногда допускается объединить детей в маленькие подгруппы по 3-4 человека ( чтобы ускорить обследование), но и здесь каждый ребёнок выполняет задание независимо от остальных.

На каждой возрастной ступени (в начале и конце года) провожу диагностику по таким показателям: уровень освоения навыков и умений культуры здорового образа жизни. Поэтому, я пришла к выводу. Что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.