Развитие ребенка в четыре месяца

Когда ребенку исполняется четыре месяца, в семье жизнь становится более спокойной и упорядоченной. К этому времени, возможно, уход за ребенком для вас превратится в привычную рутину, однако иногда малыш начинает капризничать. Дети, которые в первые месяцы жизни страдают от колик, к этому возрасту становятся спокойнее, и даже неугомонные крохи могут позволить папам и мамам поспать почти шесть часов подряд (правда, не всегда это происходит ночью).

Развитие ребенка в четыре месяца

Что умеет четырехмесячный ребенок?

  • узнает маму (или человека, который постоянно ухаживает за ним);
  • узнает и отличает голоса знакомых от незнакомых людей;
  • произносит первые слоги;
  • может захватить висящую игрушку одной или двумя руками одновременно;
  • реагирует на свое имя;
  • лежа на спине, приподнимает голову и плечи;
  • на знакомые и незнакомые вещи реагирует по-разному;
  • выделяет «нелюбимые» и «любимые» игрушки;
  • играет с бутылочкой или грудью при кормлении, поддерживает ее.

Улыбки и слезы с 4 месяцев ребенка становятся вполне осмысленными. Любое действие младенца имеет эмоциональный подтекст.

Настроение малыша в первые три месяца зависело от желания покушать или скопления газов, а еще от желания привлечь внимание взрослых. В четыре месяца ребенок может уже испытывать разочарование, страх, радость, любопытство. Нормальное психологическое и умственное развитие обеспечивается за счет стабильной эмоциональной связи с любящими его людьми.

Ребенок 4 месяцев уже ассоциирует ваш образ с заботой и приятными ощущениями, и поэтому малыш начинает улыбаться при вашем появлении.

Большинство малышей в четыре месяца «не замолкают», необходимо научиться их понимать. Чаще разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об окружающих предметах, о мире, и слушайте, что он отвечает вам. Разглядывайте картинку вместе и говорите о том, что видите на них, можете рассказать крохе о событиях прошедшего дня, о своих планах, когда выходите на прогулку, показывайте ему интересные предметы. Развивайте у малыша стремление к речевому подражанию. Внимательно слушайте малыша: выделите его любимый звук и попробуйте во время «монолога» повторить его. Присоединяйтесь к «разговору» малыша, и через какое-то время он начнет уже повторять звук за вами. В ваши беседы вводите новые звуки (для начала берите гласные).

Для того, чтобы научить ребенка переворачиваться на бок, к детской кроватке сбоку поместите большую яркую игрушку. Эту игрушку отодвиньте подальше от малыша, чтобы ему приходилось за ней тянуться. После того, как малыш несколько раз попытался дотянуться до этой игрушки, пододвиньте ее к нему. К ручке или ножке ребенка привяжите на ленточке бубенчик – это ребенку очень понравится и позволит ему лучше ощущать собственное тело.

На 4 месяце у ребенка движения при захватывании игрушки становятся точными и четкими. У ребенка возникают «ощупывания», он уже замечает исчезновение и возникновение предметов, качества предметов (к примеру, тяжесть), кроме этого, он может соотносить разные свойства предметов (звуковые, оптические и т. д. ).

Руки еще действуют без целенаправленного волевого усилия и носят случайный характер. Малыши начинают повторно притягивать случайно схваченный предмет, с последующим рассматриванием и ощупыванием: теперь ребенок обследует предмет языком и губами, чтобы вызвать звук, он может бросить этот предмет в определенное место, к примеру, на пол.

В четыре месяца ребенок может уже лежать на животе, при этом приподнимать корпус и опираться на ладони выпрямленных рук.

Под ладони ребенка можно подложить плоские поролоновые подушечки. К подушечке следует подобрать несколько чехлов из разной по фактуре и цвету ткани (шелк, фланель, клеенку и т. д. ). Неплохо бы было пришить к другой стороне чехла пуговицы различной формы.

Опираясь на предплечья, малыш лежит на животе и держит на поверхности подушечки свои ладони. Взрослый берет за запястье руку крохи и проводит по поверхности подушечки ладошкой малыша, стремясь вызвать при этом ощупывающие движения.

Полезны также упражнения со шнурком и ленточкой: когда малыш лежит на спине, взрослый ему в ручки вкладывает гладкую ленточку, а после шнурок с узелками. Потягивая осторожно за один конец шнурок или ленточку, взрослый побуждает младенца крепче схватывать и перехватывать предмет.

Необходимо предлагать малышу различные предметы для захватывания (крупные кубики, мягкие игрушки, колечки разного диаметра и т. д. ). Данные упражнения развивают осязание и мелкую моторику.

Чтобы ваш ребенок с удовольствием слушал сказки и стихи, их нужно рассказывать эмоционально и ярко. Можете даже устроить с помощью игрушек маленький кукольный театр. С трех-четырех месяцев дети начинают с восхищением следить за яркими маленькими зверьками, которые имеют свой голос, ритм и тембр. Так младенцы учатся воспринимать и передавать эмоции, радуясь с вами вытянутой репке, плача вместе с вами над разбитым яичком…

Проведенные учеными исследования показали, что если детям с первых недель рассказывать стихи, в будущем они будут без проблем запоминать большие объемы рифмованного текста. Оказывается, у таких малышей, которым рассказывали стихи, лучше развит фонематический слух. Кроме этого, к иностранным языкам у них наблюдалась большая восприимчивость.