Влияние социальных условий жизни на психическое развитие ребенка

Среди внешних факторов, влияющих на развитие ребенка, важную роль играет окружающая среда, т.е. общая ситуация, в которой она развивается, особенно социальные, экологические, культурные ум языка жизни Иллюстрацией этого воздействия могут быть описаны случаи (Бельгия, Венгрия, Германия, Голландия, Индия), когда развитие маленьких детей происходил не в человеческом обществе, а среди диких уво ров их поведение, несмотря на специфическую человеческую организацию, напоминала поведение животных Они, как правило, прекрасно лазили и прыгали, лазали на четвереньках, выдавали невнятные звуки, ели, как звери Далеко не все из них н Авив после длительных занятий научились говоритрити.

Социальная среда действует не только как обстоятельство, условие развития, а как его источник, поскольку в нем есть все, чем должен овладеть ребенок Оно состоит не только из непосредственного окружения ребенка, а а составляет единство макросреды (общество как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система), мезосередовища (национально-культурные, социальные особенности региона), микр осередовища (непосредственное среду жизнедеятельности: семья, соседи, группы сверстников, культурные, учебно-воспитательные учреждения) В разные периоды детства компоненты социальной среды по-своему влияние ають на психическое развитие личноститі.

Макросреда влияет на развитие ребенка, и ощутимым является влияние элементов среды, с которыми ребенок активно взаимодействует Именно микросреда связывает ребенка с его макросредой На выбор ближайших жчого среды влияют индивидуальные и возрастные особенности ребенка, отношение к ней взрослых, товарищей, их значение для ребенка, специфика воспитания От того, какие люди образуют микросреду де ини, как они с ней общаются и какие она имеет с ними отношения, зависит, какие свойства личности у нее переважатимутуть.

Микросреда действует на ребенка с первых дней его жизни Это означает, что от заботы взрослых во многом зависит его психическое развитие Об этом свидетельствуют исследования, наблюдения за развитием детей в в разных семьяях.

Важным достижением немовлячого периода является появление у ребенка потребности в общении в людьми, что побуждает его искать контакты с взрослыми, делает ее чувствительной к отношениям взрослых, готовой перестроить свое поведение в соответствии с их советы, овладеть специфическими человеческими действиями Позб бавлени общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полусонном состоянии, пассивно реагируют на внешние первичные стимулы У них запоздалый развитие движений, они отстают в овладении языком, пиддатливиши своих ровесников болезням Эта патология детского развития охарактеризована как госпитализмаізм.

госпитализма - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания

Причиной госпитализма является ограниченность микросреды, недостаточность общения детей со взрослыми Как показали специальные исследования, этот дефицит можно преодолеть целенаправленными индивидуальными занят ттями.

На формирование личностных качеств ребенка в значительной мере влияет атмосфера в ее семьи: занимают родители одинаковую позицию; проявляют к нему преимущественно строгость и требовательность или нежность и требовательность ть; насколько теплые дружеские отношения в семье и т.д. Жизненным опытом и наукой доказано, что дети, которые воспитываются в доброжелательной, демократической атмосфере, имеют много преимуществ в своем психическом разви ку.

Со вступлением в дошкольного учреждения в микросреду ребенка включается очень важный взрослый - воспитатель От общения с ним, его поведения тоже зависит психическое развитие, отношения, формирование с самосознания дошкольниковв.

целом микросреда по своей социально-психологической сущности является контактной малой группой

На старте жизненного пути личности находится генетически первичная диада: \"мать (важные взрослые) - ребенок\" Затем к ней подключается система \"сверстник - сверстник\", которая видоизменяется в процессе он нтогенезу: группа дошкольного учреждения, школьный класс, внешкольное коллектив, студенческая группа, трудовой коллектив, семейное микросреда Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на ее эмоций йне самочувствие, развитие его личности Однако ребенок не является пассивным объектом внешних воздействий, она тоже действует, влияет В этом интерактивном процессе формируются ее специфические человеческие свойства важны е значение при этом играют ее роль, функция в группе, активность в ниу групі, активність у ній.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter