Вовлечение родителей в совместную работу с ДОУ по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей

Здоровье – бесценный дар,

потеряв его в молодости,

не найдешь до самой старости»

(народная мудрость)

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых задач в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации. Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо совершенствование и применение новых методов и приемов, здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи.

Проблема

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков, за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного возраста ухудшилось: снизилось количество детей абсолютно здоровых (23.2% до 15, 1%) ; увеличилось число детей, имеющих различные отклонения состояния здоровья (с 67, 6% до 69%) и хронические заболевания (с 15.9% до 17.3%)

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и ни для кого не секрет, что основной компонент данных качеств – здоровье. К сожалению, опрос семей воспитанников показал, что в домашних условиях отработанная в детском саду система не всегда поддерживается, рекомендации педагогов и медиков игнорируются. В выходные и праздничные дни, во время каникул и отпусков многие родители предпочитают отдых за просмотром компьютера или телевизор, забывая о духовной близости «родитель – ребенок». Ведь именно в семье, в кругу близких людей закладываются основы здоровья, воспитывается интерес к двигательной активности, склонности к конкретным видам спорта.

.Цель: создать детско-взрослое сообщество, ориентированное на ценности здоровья и здоровый образ жизни.

Задачи:

• Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям.

• Повышать активность родителей в совместной деятельности по укреплению здоровья и совершенствованию физической подготовленности детей.

• Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что у детей дошкольного возраста можно качественно повысить представления о культуре здоровья и здоровом образе жизни. Для этого необходимо организовать систему педагогической работы по приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни, основанную на принципах: природосообразности, личностно-деятельностного подхода, разнообразия игровых методов и приемов.

Все начинается с семьи. Семья - это близкие и родные люди. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, уважению и заботе. В семье мы приобретаем первый жизненный опыт, который не всегда является положительным. Вряд ли найдутся такие родители, которых не интересует здоровье своего ребенка. Но точно есть такие, которые затрудняются в вопросах формирования здорового образа жизни и приобщения детей к физической культуре.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – детского сада и семьи. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», - гласит Закон РФ «Об образовании» (п. 1 ст. 18)

Таким образом, одной из главных задач в работе детского сада является организация совместной работы с родителями по формированию у детей устойчивого интереса к физической культуре, ценностного отношения к своему здоровью. Не вызывает сомнения, что оздоровление и укрепление здоровья детей может быть достигнуто лишь совместными координированными усилиями педагогов, медицинских работников, родителей и узких специалистов. Наш коллектив постоянно находится в поиске эффективных форм работы с родителями с целью вовлечения их в совместную деятельность.

Проведенное анкетирование по выявлению родительской роли в формировании у ребёнка навыков здорового образа жизни показало, что наиболее предпочитаемыми детьми видами деятельности во время пребывания дома являются:

• просмотр детских телевизионных передач и игры на компьютере (65%,

• занятия рисованием и лепкой (10%,

• прослушивание рассказов, сказок (5%,

• игры в спортивном уголке (15%,

• настольные игры (5%) .

Большинство родителей (55%) испытывают потребность в информации о профилактике простудных заболеваний. Гораздо меньше их интересуют вопросы эмоционального здоровья детей (25%, организации спортивных игр (5%, рационального питания (10%). Практически не востребованы вопросы организации активного отдыха в семье (5%). Уровень активности родителей составляет

В результате анкетирования была выявлена проблема: большинство родителей понимают необходимость укрепления здоровья своих детей, но ничего для этого не делают или не владеют необходимой информацией. На основании этого мы разделили родителей на 3 группы:

К I группе (23%) - относятся родители, недооценивающие значение физического воспитания детей, не уделяющие должного внимания этому вопросу (в этом случае необходима индивидуальная работа) .

II группа (62%) – разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает свободного времени или у них отсутствует желание заниматься ребёнком.

III группа (15 %) - взрослые, с удовольствием занимающиеся с детьми физкультурой, стремящиеся воспитать здорового ребёнка.

Поиск эффективных способов решения данной проблемы предусматривает повышение роли родителей первой и второй групп в оздоровлении детей, приобщения их к здоровому образу жизни:

1) Проведение групповых консультаций, бесед, основная цель которых – информировать о развитии двигательных навыков, активном влиянии воспитания на развитие физических качеств.

2) Предоставление родителям педагогической литературы необходимого содержания.

3) Привлечение родителей к подготовке и проведению совместных спортивных мероприятий.

Третья группа родителей – это помощники педагога и активные участники спортивно-оздоровительных мероприятий.

С учетом разделения родителей на группы, нами были определены основные направления работы.

Во-первых, для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной, развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются все необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, разнообразным инвентарём: гантели, гимнастические ролики, фитболы, массажные мячи, обручи и многое другое. Достаточный выбор инвентаря позволяет включать в работу сразу большую группу детей, вызывает интерес и обеспечивает высокую моторную плотность тренировок, которая составляет в младших группах 70-80%, в старших – 80-90%. В групповых комнатах есть физкультурные уголки, с нестандартным оборудованием для подвижных и спортивных игр, гимнастики после сна.

Во- вторых, разработаны формы тесного взаимодействия с родителями:

- в детском саду: непосредственная образовательная деятельность - открытая для посещений родителями; развлечения и праздники, походы, участие во Всероссийских массовых мероприятиях «Кросс наций, и «Лыжня России», в городской спартакиаде дошкольников.

- в семье по рекомендациям педагога: подвижные игры, игровые упражнения, комплексы упражнений по профилактике осанки и плоскостопию у детей; активный отдых всей семьёй.

Чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительные деловые контакты со всеми взрослыми – воспитателями, родителями, специалистами детского сада, участвующими в процессе воспитания. Эта работа предполагает несколько этапов.

Первый этап – Подготовительный (ознакомительный) - заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о ДОУ, которое посещает их ребенок. С этой целью мы организуем Дни открытых дверей, встречи с родителями будущих воспитанников в клубе «Малышок», распространяем рекламные буклеты.

Второй этап – Просветительский – повышение педагогической грамотности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей ознакомления их с основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду.

- подбор методических рекомендаций по созданию здоровьесберегающей среды: «Как вырастить здорового ребёнка», «Спортивный уголок дома», «Игры перед сном».

- распространение лучшего опыта семейного воспитания: конкурс «Молодая семья года», создание «Азбуки здоровья семьи», выпуск семейных газет.

- подбор литературы по ЗОЖ: организация выставки книг, размещение консультаций на сайте детского сада.

- тиражирование положительного опыта семейного воспитания в формировании ЗОЖ и участия в совместной проектной деятельности по здоровьесбережению детей: реализованы детские проекты воспитанников «Моя спортивная жизнь», «Моя спортивная семья», «Здоровая семья – счастливая семья», принимали участие в городской выставке исследовательских и творческих работ «Я – будущее России» с проектом «Моя семья».

- подготовка к конкурсной программе "Вся семья вместе, так и душа на месте".

Третий этап – Совместнодеятельностный:

- формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми;

- создание семейных клубов «Здоровая семья», «Малышок».

- подчеркивание роли отца в воспитании детей: проведение конкурса «Папа может, папа может всё, что угодно», оформление выставки работ «Мой папа – мастер на все руки», фотовыставки «Мой папа – самый лучший». Конкурс рисунков «Папина профессия», организация совместной деятельности с детьми в детском саду: сборка мебели, строительство кормушек, скворечников для птиц.

- проведение совместных физкультурно-оздоровительных праздников и развлечений: «Карлсон в гостях у ребят», «Зимние забавы с Нюшей и Крошем», «Проказы Егора Зимогора», «Богатырские забавы».

- активное участие в конкурсах, организованных учреждением: проведение конкурса на лучший летний участок, конкурс «Зимняя сказка своими руками». «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Мама, папа, я – здоровая семья»,

- разработка и реализация совместных проектов: выставка – проект «Осенний калейдоскоп».