ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

В этом возрасте вес ребёнка увеличивается примерно на 200 г в месяц, рост на 0,5 см. К 6 годам средний вес ребёнка достигает у мальчиков 18,1-20,2 кг; у девочек – 17,7-19,9 кг; рост: у мальчиков 106,5-112,8 см; у девочек – 106,0-112,5 см.

Окружность грудной клетки у мальчиков 55,5-57,6 см; у девочек 54,7-56,6 см.

У 6-летних появляется лёгкость, ритмичность бега, исчезают боковые раскачивания.

Увеличивается длина прыжка с места, дети овладевают прыжком с разбега, хорошо подпрыгивают на одной ноге на месте и с продвижением вперёд.

В возрасте 5-6 лет координация движений улучшается, содружественные движения рук и ног улучшаются более чем у 70 % детей, становится более равномерным шаг.

В 5-летнем возрасте у большинства детей уже правильные замах рукой и поворот туловища. При метании вдаль лучше выдерживается направление броска, развивается глазомер, осваивается метание на дальность и в цель.

В связи с улучшением координации движения детям доступно выполнение более разнообразных и сложных игр, где требуется умение поддерживать равновесие, как на месте, так и в движении.

Заканчивается созревание нервных клеток в головном мозгу, который по внешнему виду и весу у 5-6-летних приближается к мозгу взрослого. Лёгкая возбудимость нервной системы, особенно клеток головного мозга, требует осторожного отношения к ребёнку. Необходимо ограждать его от длительных и непосильных нагрузок.

К 5 годам запас слов у ребёнка увеличивается до 2500-3000 слов.

Всё больше развивается, становится более связной речь, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков.

Ребёнок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи.

У некоторых ещё встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся чётко, р заменяется на л или й.

Улучшается музыкальный слух и чувство ритма. Дети могут воспринимать и правильно воспроизводить мелодии в пении и игре на детских музыкальных инструментах.

Развиваются художественно-творческие способности, проявляющиеся в рисовании, лепке, конструировании.

Дети умеют рассуждать по поводу наблюдаемых фактов, делать простейшие умозаключения. Выражать в словесной форме свои замыслы, планировать игровые действия.

Знают и различают такие свойства вещей, как цвет, форма, длина, высота, ширина и др.

Правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. Засыпают взрослого вопросами «почему?», «зачем?», «отчего?», интересуясь не только ближайшими, но и более отдалёнными причинами явлений. Охотно выслушивают объяснения.

Занимаясь с детьми дошкольного возраста физическими упражнениями, очень важно учитывать состояние их дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Ребёнок дышит более поверхностно и значительно чаще, чем взрослый, т. Е. 20-24 раза в минуту, а не 16-18. Неглубокое дыхание у детей ведёт к сравнительно плохой вентиляции лёгких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена.

Нервная регуляция сердца дошкольников несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается и сердечная мышца при физической нагрузке довольно скоро утомляется. Однако при перемене деятельности сердце ребёнка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Поэтому во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с менее подвижными и часто устраивать кратковременный отдых.

Учитывая лёгкую возбудимость нервной системы, необходимо очень серьёзно относиться к ребёнку, не давать ему длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерных утомлений, тем более что процессы возбуждения у него преобладают над процессами торможения. Дети этого возраста очень восприимчивы, но следы полученных впечатлений закрепляются у них не сразу, а навыки, легко разрушаются.

Костеобразовательный процесс у дошкольников также не завершён, не смотря на то, что кровообращение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост. В то же время этим обуславливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счёт утолщения мышечных волокон, однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники ещё не способны к длительному мышечному напряжению.

В отличие от взрослых дети во время сидения затрачивают больше усилий и производят значительную мышечную работу, так как учатся преодолению неустойчивого равновесия. Сидение для них – акт статического напряжения, а не отдыха, как для взрослых. Известно, что равновесие гораздо легче соблюдать в движении. Вот почему дети быстро устают от сидения и с удовольствием бегают.

Все эти особенности детского организма необходимо учитывать при организации занятий физическими упражнениями с детьми.