История советских военнопленных детей в годы Великой Отечественной войны в зеркале судьбы Шостенко Валентины Епифановны

XII Ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Безмятежное детство, разрушенное войной

Глава 2. Во вражеском плену

Глава 3. Послевоенная жизнь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список источников и литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Весна приносит нам не только тепло, цветение, обновление жизни и новые надежды, но и великий для нашей страны праздник – День Победы. Победа нашего народа над фашистской Германией является важным моментом в жизни России, это повлияло не только на экономику страны, отношение с другими странами, но и, несомненно, отразилось на людях, живущих здесь. За 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны пострадало огромное количество людей. Военнослужащие, мирные жители, и даже дети испытали на себе суровые будни войны. Рано или поздно каждый человек задумывается над тем, что сделали для нас наши предки, что оставили нам в наследство. Наши дедушки и бабушки отвоевали для нас свободу, а это самое главное в жизни. У многих моих одноклассников нет в семье человека, который бы помнил и сам пережил страшные годы войны. Мне повезло: моя прабабушка – Валентина Епифановна Шостенко (Благова) – жива, в настоящее время проживает в посёлке Тульском Республики Адыгея (См. Приложение №1). Каждое лето я приезжаю к ней в гости, прабабушка часто рассказывает мне о своей юности. Из её рассказа я узнала о том, что не только на полях сражений, но и в оккупированных городах наш народ испытал ужасы войны. Многие были угнаны врагом за пределы Родины. В Германии и других европейских странах советские граждане трудились и на военных заводах, и в шахтах, и в сельском хозяйстве. Согласно данным в плен Германии попало 4,4 млн. советских граждан (www.otvoyna.ru ). Все эти люди прошли через ужасы войны, попав в плен, им приходилось выполнять тяжелую работу, после которой не оставалось сил, тратя их в полной мере, многие не могли трудиться, за что жестоко наказывались. Одной из тех несчастных была и моя прабабушка, когда она была подростком, поселок, в котором она жила, оккупировали немцы и забрали бабушку, как и многих её земляков, в Германию работать в концлагерь. Ей удалось пройти через все тяготы заключения и выжить.

Целью нашего исследования является изучение истории советских военнопленных детей в годы Великой Отечественной войны в зеркале судьбы Шостенко Валентины Епифановны. На примере моей прабабушки я хочу отразить то, насколько тяжело было людям во времена Великой Отечественной Войны. В связи с этим ставились следующие задачи:

  • изучить исторические источники, раскрывающие проблему военнопленных детей во время Великой Отечественной войны;
  • познакомиться с семейным архивом;
  • провести интервьюирование очевидца событий – Шостенко В.Е.;
  • проанализировать и систематизировать изученные материалы;
  • сформулировать вывод.

Предметом исследования является история военнопленных детей Великой Отечественной войны в рассказах очевидца этих событий. Актуальность работы не вызывает сомнения, так как новое поколение должно чтить и уважать историю нашей страны, невозможно забыть все то, что сделали для нас наши предки, всю ту боль и страдания, которые пришлось им пережить. История страны начинается с истории каждой семьи, проживающей в ней. Наши дедушки и бабушки отвоевали для нас свободу, а это самое главное в жизни, поэтому мы должны ценить и уважать всё, что сделали они для нас. Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранный материал может использоваться на уроках истории и краеведения, передаваться в семье из поколения в поколения, храня семейную память. Работа состоит из Введения, Основной части, состоящей из трёх глав, Заключения, Списка источников и литературы, Приложения. Во Введении обозначены цель и задачи исследования, актуальность и практическая значимость работы. В первой главе описывается довоенная биография участника событий. Во второй – положение детей во вражеском плену. Третья глава рассказывает о послевоенной судьбе Шостенко В. Е. В Заключении мы подводим итог проделанной работе, делаем выводы. В Приложение вынесены материалы домашнего архива.

Глава №1. БЕЗМЯТЕЖНОЕ ДЕТСТВО, РАЗРУШЕННОЕ ВОЙНОЙ

Шостенко Валентина Епифановна родилась в 1926 г. в селе Ново - Марьевке на Украине в Николаевской области. В семье бабушка была третьим ребенком из пятерых, у нее было два старших брата и две младших сестры. (См. Приложение №2)

Юная Валентина росла трудолюбивым ребенком, и как старшая девочка в семье, должна была помогать матери по дому. Зимой меньше, а летом вся работа ложилась на её хрупкие плечи: нужно было убирать в доме, ходить к речке, чтобы постирать вещи, также ее обязанностью было приготовление обеда. Мама Валентины Епифановны работала в колхозе на машинно-тракторной станции, старшей дочери приходилось преодолевать 2-3 км ежедневно, чтобы принести матери обед. Сама девушка еще два года работала в колхозе, помогала в уборке урожая, также она пахала на полях на коровах, которых специально обучали для этой работы. Кроме основных дел, приходилось к вечеру рвать мешок травы для скота, приносить с речки воду для себя и коровы, моя бабушка должна была кормить так же и кур, свиней. Ребята оставляли для нее часть огорода для прополки.

В селе была семилетняя школа, которую окончила Валентина. Училась она в дружном, крепком классе, все учащиеся были старше ее, так как в школу девочку отдали в шесть лет. Окончив 7-й класс, она поступила учиться в другое село, в 8 класс. Так как новая школа находилась в 12 км от дома, Валентине только на выходные удавалось попасть домой и встретиться со своими родными.

Когда объявили войну, Валентина Епифановна работала в колхозе приёмщицей зерна на току. Через неделю в селе начались бомбардировки, все жители стали эвакуироваться. Из воспоминаний моей прабабушки:

«…Не проехав и пятидесяти километров от села, нас стали жестоко бомбить. По дороге много ехало на подводах мирных граждан с детьми, пожилыми людьми. Бомбы ложились одна за одной, зрелище было не из приятных: много битых, раненных людей, лошадей и другой скотины. Я вернулась домой, где никого уже не было: самая младшая сестра умерла еще до начала войны, а маму с моей сестрой угнали в Германию».

В каждом захваченном фашистами населенном пункте устанавливался оккупационный режим. Комендант из соседнего села, предатель и дезертир, был очень жесток ко всем людям. Он вешал многих людей, происходило это в центре села на площади, и никому не позволялось снимать трупов с виселиц. Но люди из подполья шли наперекор этому правилу, тайно забирали трупы с мест зрелищ и хоронили их. Для Валентины Епифановны это было первое тяжелое испытание, так как всех жителей заставляли, силой загоняя на площадь, смотреть на повешение ни в чём неповинных людей. Одно из таких зрелищ до сих пор не может забыть моя бабушка:

«. В нашем селе казнили женщину еврейку по национальности, лет 25-ти с шестилетним сыном. Её выдал врагу бывший председатель колхоза. С ней очень жестоко расправились: собрали зрелище и на виду у всех взрослых и детей расстреляли. Она до сих пор перед глазами – такая хорошенькая…»

Вот такая была война – жестокая, коварная, фашисты никого не миловали. Голод, холод, раздетые, разграбленные люди – всё это было сплошь и рядом.… Благодаря стойкости людей, умению поддерживать друг друга – можно было выжить. Понимая, что еды очень мало, все делились с ближними последним кусочком хлеба, лишь бы спасти голодного человека, хоть чем-то ему помочь.

Глава №2. ВО ВРАЖЕСКОМ ПЛЕНУ

Трагично сложилась дальнейшая судьба моей бабушки. Во время войны колхозом руководил предатель, который остался в селе. Не без его участия многие односельчане были отправлены в Германию, среди их числа оказалась и моя бабушка. Когда ее угоняли на чужбину, молодой девушке советами и продуктами в дорогу помог комендант, по национальности – австриец.

Валентина вместе с другими военнопленными была отправлена в концлагерь в город Делич (Германия) на обслуживание сахарного завода. Пленникам не разрешали разговаривать между собой и устраивать встречи. Однажды надзиратель увидел, как Валентина Епифановна разговаривала с пленным Павликом, за что была жестоко наказана – ее сильно побил полицай, сбил скулу, бил по голове – до сотрясения, а также по глазам. А Павлика посадили в карцер и держали там десять дней на воде и кусочке «хлеба».

Национальный состав военнопленных был пестрым: русских девушек – 9 человек; полячек – 15 человек; чешских девушек – 10 человек. Об отношениях к пленным Валентина Епифановна рассказывает: «…Жили мы с уважением друг к другу, за исключением отдельных полячек, которые следили за нами и докладывали все полицаю. Делали у нас, у русских, постоянные обыски. Как-то у меня под нарой нашли недошитую кофточку, дело в том, что ребята давали нам полотно, на котором они сушили сахар, и мы шили из него себе одежду. За это меня снова били, но ничего не добились. На фабрике была подпольная группа, которая занималась подрывными делами. Однажды, когда я работала на кухне, была на раздаче еды, раз в обед раздавали горячую еду пленникам и полякам. Готовили разную еду, полицаям – одна, полякам – тоже суп был неплохой, а нашим пленным не суп, а бурда из отходов овощей. И я, как могла старалась пленным давать польский суп, а полякам вперемешку с бурдой. Кормили не очень плохо, голодные были и старались, когда ведут в лагерь через картофельное поле, хоть как-то украсть картофелину, а вечером ее испечь на плитке, еще пленные иногда передавали нам сахар различными способами. После окончания работы на фабрике нас всех разослали по Баурам. За мной на распределительный пункт приехала хозяйка и увезла к себе в имение. Муж хозяйки был на фронте под Сталинградом (как раз в это время там проходили бои).

Там уже работали: серб – пленник, русская Анна, итальянец – пленный. У хозяйки было 50 гектаров земли, 12 коров, 2 тары рабочих лошадей и 2 выездных, около ста голов свиней и птица.

Нам нужно было ухаживать за скотом, кормить, доить, чистить, в поле пахать, убирать… Был такой случай: везли мы пшеницу в снопах. Большая телега, две лошади, немецкие тягачи, нужно было нагрузить телегу урожаем. У меня это хорошо получалось, я сложила копну метра 3 в высоту, сползла и шла боком, так как у лошади была широкая спина, на одной я еду, на другой Серб, вот была потеха: едет девчонка (шестнадцатилетняя на лошади, у них это не принято). Смеялись и показывали, что я не девочка, а чертик. Все мы хотя и были разных национальностей, а жили дружно, помогали друг другу. Разговаривали на разных языках: одно слово немецкое, сербское, итальянское, русское… и все всё понимали. Однажды, подралась я с хозяйкой, она была злая, как мы ее называли. Она вызвала полицая, и тот побил меня плеткой. В это время ее можно было понять: молодая женщина 35 лет с двумя детьми, а о муже нет известий. Всегда когда были гости, хозяйка показывала им меня и говорила, что я красивая и все умею делать. Когда пришли американцы (нас освободившие) вели себя плохо по отношению ко всем нам. Пытались изнасиловать сначала хозяйку, потом увидели меня и остальных, но нас спас итальянец, которого звали Эрик. На второй день мая стали уезжать домой, собрали нас всех на Эльбе и там нас передали американцы русской армии…»

По-разному сложилась дальнейшая судьба бывших военнопленных.

Глава № 3. ПОСЛЕВОЕННАЯ ЖИЗНЬ

Валентина Епифановна была первой из угнанных людей в Германию, кто вернулся в село Ново – Марьевка, приехала она на товарном поезде. Через неделю демобилизировался отец девушки и приехал из Берлина, где искал свою старшую дочь. (См. Приложение №3-4) Из воспоминаний бабушки: «Всем было очень бедно, люди ходили в мешковине, но очень веселые, жизнерадостные, что окончилась война, и люди могли налаживать жизнь по-новому»

Валентина Епифановна вернулась из Германии в июне 1945 года, а уже в августе поехала поступать в кооперативный техникум, проучившись там почти два года, ей пришлось бросить учебу и уехать вместе с родителями на Кубань в Кошехабельский район совхоз «Элит» Республики Адыгея. В Кошехабле она поступила работать в государственный банк, в 1948 г. перевелась в Тульский госбанк, здесь познакомилась с парнем- фронтовиком, за которого позднее вышла замуж. В семье родились двое детей: дочь Татьяна и сын Петр (См. Приложение №5). С мужем не сложились отношения, и они разошлись спустя несколько лет совместной жизни. Бабушка воспитывала детей, работала в районном отделе народного образования главным бухгалтером. Сдала экстерном экзамены на получение среднего образования и поступила в Кубанский сельскохозяйственный институт на экономический факультет заочного отделения и с успехом закончила его. Валентину перевели в Райисполком, где она работала в ЦСУ (Центр Статистического Управления) начальником. Затем, по результатам работы комиссии райисполкома, бабушку приняли в КПСС, до этого ее не принимали из-за того, что она приехала из Германии. Всё время за ней вёл слежку КГБ (Комитет Государственной Безопасности). Даже было вмешательство в личную жизнь. Об этом бабушка рассказывает: «Выйти замуж за того, кому я нравилась, и кто был симпатичен мне, тем более руководящего работника или военного, я не могла – это запрещалось»

Трудовой стаж Шостенко Валентины Епифановны - 43 года, на пенсию ушла как персональный пенсионер местного значения. Несомненно, велик вклад моей бабушки в развитие посёлка городского типа Тульского, много было сделано с ее участием для района: построили две средние школы, районную больницу, главпочтамп, Дом быта, Дом культуры, кинотеатр и другие объекты. За работу Валентина Епифановна имеет награды к 100-летию Ленина и звание Ветерана труда, есть и другие награды.

Валентина вырастила двух замечательных детей, дала им достойное образование. Дочь – учитель русского языка и литературы, работала на Севере в районе Талнах города Норильска, Заслуженный учитель России. Ее муж – Заслуженный геолог, сейчас они оба на пенсии.

Сын окончил Одесское высшее морское училище, работал капитаном дальнего плавания. В 1995 году ушел в последний рейс в Турцию. Накануне нового года семье Валентины Епифановны сообщили, что корабль, на котором был Петр, утонул, и никого не удалось спасти, у него осталась вдова и две дочери.

Моя прабабушка инвалид II группы, недавно ее прировняли к участникам Великой Отечественной войны и увеличили пенсию. Она получает поздравления от Президента России к празднику Победы, а вот местные власти, по ее словам, не всегда вспоминают о ней и других ветеранах ВОВ. Кроме того, Валентина Епифановна является желанным гостем на городских мероприятиях патриотической направленности, ее часто поздравляют в местной газете ( См. Приложение №7)

Несмотря на свой преклонный возраст, моя прабабушка не перестаёт радоваться жизни: «…Живу я с детьми, которые меня жалеют, любят и хорошо относятся. Сейчас я после операции, вижу одним глазом, спасибо детям, внукам и правнучке, которые меня поддерживают. Вот бы всем старикам такую заботу!» (См. Приложение №6)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети Великой Отечественной войны – так называют в наше время людей преклонного возраста. В те тяжелые годы войны они теряли своих родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ожидал советский детский дом, в худшем – фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

В результате исследовательской деятельности нам удалось изучить некоторые страницы истории, рассказывающие о советских военнопленных детях во времена Великой Отечественной войны в зеркале судьбы Шостенко Валентины Епифановны. Моей прабабушке повезло – она выжила, смогла выдержать испытания, которые подкинула ей суровая и беспощадная война. Благодаря ее рассказам и изучению семейных архивов я смогла глубже окунуться в историю жизни бабушки, с самого раннего возраста я поражалась ее рассказам, я не могла представить, что все те ужасы, о которых она мне рассказывала, возможны. Мучения, оскорбления, подчас невозможные условия для жизни – всё это сейчас может присниться нам лишь в страшных снах, а ведь дети войны проходили через это, лишались друзей, семей, своих спокойных жизней.

Я восхищаюсь своей прабабушкой, также как и многими детьми, прошедшими войну. Во время Великой Отечественной войны дети не задумывались о своей храбрости. У них был сложный выбор: смерть за Родину или жизнь сытого труса. Среди детей были и предатели, в годы голода, выбиравшие кусок хлеба, вместо свободы. Не многие из нас могли бы пойти на подвиги, чтобы помочь своей стране, а ведь многие подростки в то ужасное время вставали на защиту Родины, брали в руки оружие, или же помогали в тылу. Я считаю, что дети внесли свой вклад в победу России в Великой Отечественной войне, и об этом нельзя забывать, когда мы говорим о войне

Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. В душах этих детей появилась отвага и сила, которые могли помочь им выжить во время войны, взаимовыручка и помощь были неотъемлемой частью жизни каждого из них, важные человеческие качества заложила в детей война, но какой ценой?

Война – это то, что калечит людей,

Губит души невинных детей.

Это годы великой той скорби,

Навеки оставшейся в сердце народном.

Никто не забудет тех славных людей,

Погибших за Родину, дом, матерей!

Г.Колесников

Мы – поколение, не знавшее войны, должны всегда помнить о тех людях, кто мужественно сражался на полях войны, кто своим трудом внёс вклад в приближение долгожданной Победы. Спасибо им за то, что они сделали для нас.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Большая историческая энциклопедия. / Новиков С. В. и др. – М. Филол. о-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

Кучмин В.Узницы/ В. Кучмин// Маяк – 2008 – №51– С.4