Роль игры в жизни дошкольников

Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий особой логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры, ведь они важнейший спутник детства.

Игра – центральная деятельность ребёнка, наполненная для него особым смыслом и значением, она – необходимая составляющая здорового развития ребёнка. Именно игра даёт возможность педагогам и родителям без лишней нагрузки преподать множество жизненных уроков, помочь справиться со страхами, неуверенностью, повысить самооценку.

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».

В жизни дошкольников игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы детям было интересно играть. Для этого они заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребёнок мог бы поиграть с друзьями и один. Обогащая содержание детских игр, педагог стимулирует последующую активность ребёнка и выбор меры своего участия в играх сверстников. При этом необходимо продумывать индивидуальную стратегию обогащения игрового опыта дошкольников с учётом уровня игровых умений, интересов. Игровое сопровождение со стороны воспитателя представляет собой сложный механизм естественной помощи ребёнку. Оно включает как непосредственно игровое взаимодействие, так и наблюдение за игровыми действиями ребёнка, изучение возможностей его развития, так как активность, самостоятельность и творчество, формирующиеся в играх и проявляющиеся в игровой позиции ребёнка, проецируются на другие виды детской деятельности.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на несколько групп. Первая группа – подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры со скакалками, мячами и многие другие. Подвижные игры – отличное средство физического воспитания дошкольников: играя, дети учатся подчиняться правилам, это некий дисциплинирующий и организующий момент. Любая игра существует с помощью правил, развивается и поддерживается ими. Есть игры, где правила неизменны, а также игры, где правила придумываются игроками.

Ко второй группе относятся настольные игры. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. Такие игры имеют большое значение для умственного развития детей.

Третья группа – творческие, ролевые, режиссёрские игры. Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ, он расширяет, обогащает свою личность, свой внутренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. На уровне игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, творчества, коммуникации.

Конечно, в детском саду легче создать игровую обстановку, легче наладить игру. А что могут сделать родители дома? Как они могут использовать игру для развития своих детей? Воспитателей также волнуют эти вопросы. Желая помочь родителям, они создают консультпункты, изготавливают папки-передвижки, газеты, информационные листы, приглашают родителей на дни открытых дверей и т. д.

Можно предложить некоторые рекомендации родителям:

– Подбирайте для игр яркие, красивые игрушки. учитывайте размер (напольные игрушки должны быть большими, для игр за столом нужны небольшие, хорошо просматриваемые игрушки).

– Играя с ребёнком, опуститесь рядом с ним, чтобы ребёнок чувствовал себя равным вам.

– Обязательно покажите, как играть с новой игрушкой. Не умея в неё играть, малыш быстро потеряет интерес к подарку.

– Озвучивайте ваши игровые действия, это стимулирует ребёнка к активной речи.

– Подберите время для игровой деятельности. На прогулке бегайте, играйте вместе с детьми. Побуждайте к двигательным упражнениям на специализированных горках.

– Повторяйте игры. Дети не сразу запоминают правила, слова игры, а когда игра уже хорошо усвоена, можно пофантазировать, добавить в знакомую игру новые элементы.

Игра – это естественный способ обучения социальным навыкам, соблюдение правил игр, ожидание своей очереди, соперничество, переживание неудачи – все это пригодится ребёнку в будущем!

Библиографический список

1. Игра и дошкольник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. 2008.

2. Мир детства: дошкольник / под ред. А. Г. Хрипковой. – М. 2007.

В. В. Лебедева Детский сад № 187 «Солнышко» АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти, Самарская область, Россия

Источник: Игра и игрушки в истории и культуре, развития и образования

Материалы международной научной конференции III на 1-2 апреля 2014