Статистика сайта

Домашние животные в жизни детей.

Мама, я очень кошечку хочу!

Такую просьбу, или даже требование, слышат многие родители от своих детей. Не обязательно речь идет о котенке, просить он может морскую свинку, щенка, попугая. Но смысл этой просьбы один: он хочет, чтобы в его жизни появилось животное. При этом все игрушки отходят на второй план. Даже обещание купить новую, ранее желанную, куклу или игру вместо мяукающего (скулящего) комочка может не получить желаемого отклика в сердце малыша.

Зачастую, в ответ на это, с родительской стороны начинают выдвигаться "весомые аргументы" вроде "кровожадные блохи, 10-ти метровые глисты, лишаи с гнойными корочками" и т.д. Естественно у ребенка нет действенных рычагов давления на родителей (не считая истерики и шантажа), и кроха не в состоянии найти весомые аргументы в ответ на подобную ерунду. Результат спора понятен.

"Ну вот и чудненько. Малыш похнычет и забудет. Зато страшной инфекции и лишней головной боли не удалось пробраться в дом" - потирают руки родители. Да и кому нужны эти лишние хлопоты на фоне собственных "действительно стоящих внимания" проблем. Уязвимой в юном возрасте психике, душевному здоровью и равновесию, родители своим отказом, сами того не подозревая (в основном), могут нанести ощутимый вред.

Какова же природа этого желания у детей самого разного возраста, откуда возникает стремление к общению с домашними питомцами?

Бытует мнение, что это обычный каприз современных избалованных безответственных детишек, которые хотят добиться своего - получить "живую игрушку", а взяв родителей измором и наигравшись с пушистиком, быстро теряют к нему интерес. Но как показывает практика - дело обстоит совсем не так. Очень часто новый обитатель квартиры оттесняет на второй план даже любимые игрушки у далеко не избалованных детей. А как во время прогулки приходится оттягивать от уличных мурзиков и тузиков малышей, не обращающих внимание на строжайшие запреты взрослых сопровождающих! Вероятно ими движет не простое желание развлечься, а что-то более сильное, не совсем понятное нам, родителям.

У религиозных философов есть свое мнение на этот счет. С момента своего рождения ребенок живет с чистой, не отягощенной грехами душой, не замечая порочности окружающего мира. Но по-немногу подрастая, он начинает смотреть вокруг все более осмысленным взглядом, и далеко не все происходящее рядом спокойно воспринимается детской душой. Она начинает испытывать потребность в общении с существами, которым не свойственны типичные черты человеческого общества - злоба, зависть, подлость, эгоизм. Ведь своей беззаветной любовью и преданностью они способны помочь маленькому человечку обрести необходимые духовные комфорт и поддержку. И наступает момент, когда родители слышат: "Хочу кошечку!" или "Дед Мороз принесет мне собачку?"

Психологи придерживаются сходной точки зрения. Джеймс Серпелл, под руководством которого осуществлялись исследования экологии животных в университете в г. Кембридж, высказывает уверенность, что при тесном общении с домашними животными человек получает своего рода эмоциональную поддержку, которой иногда не хватает даже в отношениях между членами одной семьи, а тем более у одиноких людей. Причем и наши дети нередко становятся "душевно одинокими" людьми, поскольку родители порой настолько загружены делами, что для своих чад у них просто нет времени. Эту поддержку, по мнению ученого, вполне обоснованно можно считать настоящей психотерапией с достаточно четким механизмом воздействия.

"Как это ни парадоксально, - пишет Джеймс, - но "немота" животных - это преимущество, а не недостаток. Ведь в процессе общения для человека важно не только то, что он слышит, но и как его слушают. Поэтому тот факт, что домашние животные слушают и, кажется, понимают нас, но не задают вопросов и не делают оценок, может быть их самым приятным качеством как компаньонов".

В отношении детей это приобретает еще более глубокий смысл. Взрослые, нередко сгоряча и не отдавая себе в этом отчет, своими сердитыми окриками, критическими замечаниями причиняют боль детской душе, вызывают стресс у ребенка. Но психика человека устроена таким образом, что ему просто необходим выход отрицательных эмоций, и ребенок находит его, например, в плаче. Но в таких случаях общение с животным оказалось бы весьма более полезным. Наблюдая за поведением своего игривого любимца, или поглаживая его, мурчащего рядом - малыш получает такую необходимую ему разрядку и поддержку.

Положительные эмоции у ребенка вызываются даже просто присутствием животного в доме, так как при этом создается атмосфера психологического комфорта. Как следствие - стимулируется выработка "гормонов удовольствия", при этом, в свою очередь, создаются благоприятные условия для работы мозга. В Америке был проведен опыт с участием 36-ти детей (от 9 до 16 лет), у которых дома жили собаки. Они вслух читали достаточно сложный текст один раз в присутствии своих питомцев, второй раз без них. Их артериальное давление и пульсовой ритм в первом случае были значительно ниже. Вывод: собаки для своих хозяев являются фактором, значительно снижающим напряжение и стресс.

Если в семье один ребенок - часто звучат жалобы родителей на его капризность, чрезмерную возбудимость, а иногда и истерические срывы. Врачи в таких случаях обычно советуют не баловать ребенка. Но причина такого поведения не всегда кроется в избалованности. Единственный отпрыск в семье постоянно испытывает на себе повышеное внимание со стороны ее членов. Слова и поступки ребенка все время на виду и поэтому подвергаются дотошному анализу, хотя сами взрослые этого могут и не замечать, и не важно, восторгаются они им или ругают. И то и другое в слишком большом количестве одинаково плохо. Для еще не окрепшей психики такое "испытание славой" может оказаться тяжелым и привести к нервным расстройствам.

Но стоит завести собаку или кошку - атмосфера в семье сразу меняется. Животное "оттягивает" на себя избыток внимания взрослых, и положительный эффект присутствия домашнего питомца не заставит себя долго ждать.

Хвостатые друзья способны не только на психотерапевтическую помощь детям. Быстро развивается новое направление в медицине - лечение энергоинформационным воздействием. Использующиеся при этом электромагнитные волны крайне высокой частоты и сверхнизкой интенсивности вызывают положительный резонанс в организме человека. Источником корректирующего излучения может быть не только специальная аппаратура но и руки биоэнерготерапевтов, на простом языке - экстрасенсов. Но и кошка, и собака, сидя на коленях у хозяина или возле него, тоже облучают его своими электромагнитными волнами. Существует большая вероятность, что их частоты могут входить в резонанс с человеческими, тем самым устраняя энергетические сбои. На VII Международной конференции по вопросам взаимодействия человека и братьев наших меньших в Женеве участвовало более 600 ученых и практикующих врачей. Приводилось немало примеров исцеления людей, наступившего в процессе постоянного общения с домашними животными, и как следствие, их неизбежного энергетического воздействия. Вот один из них.

У французской девочки Перль еще в раннем детстве врачами была обнаружена неизлечимая болезнь - прогрессирующая мышечная дистрофия, из-за которой она не могла даже стоять. Малышка, лишенная нормального детства, страдала не только физически, но и духовно. Любящие родители, старшие брат и сестра, старались всячески скрасить жизнь маленького инвалида, но постоянно находясь в состоянии глубочайшей депресси девочка замкнулась в себе. Врачи начали опасаться необратимой травмы психики ребенка. Мадам Николь, ее мать, решила любыми способами спасти дочь. Ей посоветовали обратиться в Национальную ассоциацию обучения собак для помощи людям-инвалидам. Подготовка на специальных курсах должна была помочь ей в последующей работе с животным. Так в доме появился четвероногий помощник мадам Николь - Фистулик.

Собака и ребенок были неразлучны. Они вместе спали, ели, гуляли, играли и. работали. Врачами, ветеринарами, педагогами и психологами была составлена индивидуальная программа, требовавшая от всех ее участников упорства, желания и, главное, терпения. Ежедневный, кропотливый труд девочки и собаки под руководством мадам Николь начал приносить свои плоды. "С момента появления собаки в доме Перль смогла достичь существенного улучшения своего состояния" - написал Доктор Дюамель из клинического центра в Каннах, наблюдавший маленькую пациентку. И вот наступил долгожданный день, когда девочка, в первый раз за многие месяцы, смогла самостоятельно стать на ножки. Лечение, конечно еще не закончено, но вся семья, и что самое главное, сама Перль обрели надежду на то, что болезнь может отступить.

. В заключение хочется дать один совет. Не лишайте маленького человечка возможности общения с живым существом, которое не заменят никакие игрушки. Если вашему ребенку очень хочется завести четвероного друга, отнеситесь к его просьбе серьезно, взвешенно. Постарайтесь думать в этот момент не только о своих проблемах и заботах. Многие люди, приобретая нового члена семьи, с течением времени начинают задаваться вопросом: "И как мы раньше жили без. "

Источник: газета "Птичий рынок" 1998 - 1