Воспитание детей четвертого года жизни

Если родители серьезно и ответственно относятся к воспитанию ребенка, то развитие ребенка продвигается очень успешно. Четвертый год жизни малыша достаточно важен с психологической точки зрения. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то родители должны поддерживать тесный контакт с воспитателями и преподавателями, чтобы закрепить те знания и умения, которые там малыш получает. Если же планируется, что ребенок будет воспитываться в домашних условиях, то родители должны тщательно подготовиться, в том числе просмотреть необходимую литературу.

Занимаясь воспитанием ребенка четвертого года жизни, необходимо поощрять каждое его достижение, а не критиковать и одергивать за любую провинность. Хорошим поощрением для малыша будет обычная улыбка, ласковое и одобрительное слово. Если подпитывать в ребенке веру в себя, то малыш будет стремиться к большему, для него крайне необходимо чувствовать ощущение успеха. Но не стоит забывать, что чрезмерная похвала расслабляет, а суровость ожесточает и подавляет. Если ребенок не может выполнить какую-то просьбу или требование, то у него может появиться чувство бессилия и беспомощности, ожесточенности по отношению к своим родителям.

Мера нужна во всем, в том числе и в воспитании. Нельзя перебарщивать с управлением поведения ребенка, постоянно командовать и поправлять его, подсказывать, поскольку так ребенок вряд ли когда-то научится принимать решения самостоятельно. Особенно пагубно отражается на воспитании непостоянство: бывают моменты, когда ребенку совсем не уделяется времени, а при малейшей провинности малыш может услышать безостановочную «тираду» по воспитанию. Резкий или приказной тон, грубость вызывают у ребенка выраженный протест. И хотя в маленьком возрасте дети быстро и легко забывают обиды, злоупотреблять таким качеством не стоит. Первое, что необходимо сделать родителям – это пересмотреть быт и уклад жизни в семье, привычки и взаимоотношения между ее членами.

Игра для детей – это довольно серьезное занятие. Взрослым необходимо понимать, что в играх детей присутствуют элементы будущих трудовых процессов, а соответственно родителям необходимо направлять и принимать участие в них.

До трех лет ребенку для игры хватает игрушек и общества взрослых, но по достижении четырех лет этого уже становится недостаточно. Ребенок начинает искать общения с другими ребятами. Как правило, дети тянутся к общению с детьми старше их и если те не принимают их, обижаются. У них возникает чувство, что они уже многое умеют и им непременно хочется это показать. Поэтому общение с детьми их возраста становится крайне необходимо. Если в семье не один ребенок, то это желание в некоторой степени удовлетворяется. Однако не стоит ограничивать общение ребенка только с членами семьи. Чтобы нормально развиваться, ребенку необходимы друзья-сверстники – именно с ними ребенок может чувствовать себя на равных. При общении с другими детьми ребенок сможет научиться отстаивать свое мнение, а также считаться с мнением других людей. Именно в этом возрасте начинает появляться привязанность, что в некоторой степени является зачатком дружбы.

У таких детей мышление более конкретное. Лучше всего ребенок усваивает то, что он видит наглядно, он пытается познать все на собственном опыте. Более всего ему интересны действия взрослых, которые пытаются скрыть. Запоминает малыш не все подряд, а только то, что его поразило. При этом все дети стараются подражать взрослым, что в некоторых ситуациях очень опасно, поскольку у детей еще не сформировались понятия «хорошо» и «плохо». Дети чаще всего подражают тому, что взрослые усердно запрещают делать детям, но при этом сами позволяют себе делать. Поэтому в присутствии детей следует вести себя внимательно, не совершая действий и поступков, которые не являются хорошим примером для подражания.

Совершая какие-то действия, ребенок 3-4 лет не пытается сделать что-то хорошо или сделать что-то, потому что это необходимо, он делает это потому что ему интересно и хочется. Поэтому важно воспитать у детей понимание того, как стоит поступать в тех или иных ситуациях, что можно делать, а чего нельзя: не отнимать игрушки, а делиться ими, согласовывать свои желания и желания других детей и пр.