Научить детей жизни со Христом

Автор: протоиерей Борис Балашов

Одна из задач христианской семьи - малой Церкви - воспитать детей, научить их жить, соблюдая евангельские заповеди, научить их жить со Христом. Вспомним прекрасные слова Ф. М. Достоевского, которые он вложил в уста Алеши Карамазова: "Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание; и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь".

Действительно, человек так устроен, что ничего не забывает из того, что в его жизни было, просто что-то запоминается явно и сохраняется в сознании, а что-то как бы выпадает из памяти и лишь кажется, что совсем выпало.

Задача родителей - сделать все от них зависящее, чтобы в памяти детей, в их сознании и, что гораздо важней, в их подсознании осталось как можно больше того, что проникнуто добротой, любовью, правдой.

Больше беспокойтесь не о том, чтобы ребенок полюбил храм, полюбил Церковь (это придет постепенно само собой), а позаботьтесь о том, чтобы он полюбил Иисуса Христа. А для этого он должен знать о Нем как можно больше, потому что, узнав ближе Иисуса Христа, человек едва ли устоит против того, чтобы не полюбить Его. А вот когда появятся любовь к Иисусу Христу, желание быть на Него похожим, с Ним общаться, тогда ребенку станет понятной необходимость исповеди и участия в богослужении.

Но как помочь ребенку увидеть и полюбить личность Иисуса Христа? Конечно, прежде всего надо родителям вместе с детьми читать Евангелие. Прочитав главу Евангелия, размышляйте о том, что прочитали. Поинтересуйтесь тем, как ребенок понял эту главу: понятно ли ему, что имел в виду Господь, когда рассказал ту или иную притчу, насколько применимы Его слова к нашему времени, к нашим жизненным ситуациям. Такое общение с ребенком будет иметь ни с чем не сравнимую ценность, оно будет вас сближать и друг с другом, и с Богом.

Вообще-то сближает любое общение - будь то интересная передача по телевизору, будь то шашлык на природе… Потому-то люди и ищут его, стремятся к нему, но только общение во Христе и со Христом, когда Он среди нас, по-настоящему соединяет людей друг с другом. Думаю, что часы, проведенные вместе с ребенком над страницами Евангелия, да, впрочем, и другой хорошей и доброй книги, не забудутся никогда и займут свое место среди тех хороших воспоминаний, о которых говорит Достоевский.

Впрочем, ведь бывают в жизни ситуации, которые возникают не по нашей воле. Они могут вызывать в будущем воспоминания даже очень нехорошие. Тут снова вспомню Ф. М. Достоевского. Устами своего героя, старца Зосимы, он говорит: "Вот ты прошел мимо малого ребенка, прошел злобный, со скверным словом, с гневливой душой; ты и не приметил, может, ребенка-то, а он видел тебя, и образ твой, неприглядный и нечестивый, может, в его беззащитном сердечке остался. Ты и не знал сего, а может быть, ты уже тем в него семя бросил дурное, и возрастет оно, пожалуй, а все потому, что ты не уберегся перед дитятей…" ("Братья Карамазовы").

Сколько таких семян мы, скорее всего, необдуманно посеяли! Будем же сеять и другие, добрые. Это, конечно, возможно не только во время совместного чтения и духовных бесед. Мы можем помочь ребенку проявить себя с хорошей стороны в любом добром деле: навестить вместе с ним больного, оказать помощь соседу и т. п. Но все-таки гораздо больше места в общении должно занимать то, о чем мы уже сказали. Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).

Из книги протоиерея Бориса Балашова

"Христианская жизнь", Клин, 2007

Фото: Евгений Цапенко

Образ и подобие

Автор: Протоиерей Борис Балашов

В пятой главе Бытия сказано: "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Быт. 5, 1). Правда, в этом случае не упоминается образ Божий. Видимо, подобие Божие в данном случае объединяет оба эти понятия схожести с Богом. В первой же главе есть кажущееся противоречие в замысле о творении человека и его реализации. Человек замыслен быть сотворенным "по образу Нашему [и] по подобию Нашему". Когда же описывается уже сотворенный человек, то о нем сказано: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его". Удивительно, но ничего не сказано о подобии. Почему?