Консультация для родителей «Игра в жизни ребёнка»

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский.

Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания детей в семье.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи их взаимоотношениями. Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включаться в трудовую деятельность взрослых. Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, бабушкой пирожки, папе он может подержать молоток, клещи, со старшей сестрой он может мыть пол и т. п. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой.

В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребенка. Непонимание родителями нравственного смысла детской игры, незнание методов руководства ею для формирования тех или иных нравственных качеств часто делают этот процесс стихийным. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания.

Не всегда представляют родители и правила игры и организацию. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек. Сломанные игрушки хранятся вместе с новыми. Игровое хозяйство пополняется стихийно: подарки родителей, родственников, друзей, которые покупают игрушки, руководствуясь своими вкусами, интересами, желаниями, материальными возможностями. Критериями приобретения игрушек являются ее яркость, новизна, внешняя привлекательность, а мотивами приобретения выступают желание порадовать, позабавить ребенка.

Одним из недостатков семейного воспитания является также стремление родителей покупать игрушки детям в зависимости от того, кто у них: сын или дочь. Вследствие этого девочки дома играют только с куклами, а мальчикам приобретают только транспорт и оружие, ссылаясь на то, что у них стойкий интерес к технике.

При этом старшие члены семьи не осознают того, что ограничивают формирование интересов детей, т. к. правильный подбор игрового материала побуждает к разнообразным играм и обеспечивает развитие различных интересов.

Но и при наличии достаточного количества игрушек в семье разрешается использовать предметы домашнего быта (диванные подушки и стулья, посуду, мамин платок, шляпу, туфли и т. п.). В играх эти предметы сохраняют свои функции (из ложки кормят куклу, из стакана пьют) или приобретают новые (стул служит кабиной машины, кроватью кукле и т. п. развивая детскую фантазию, дополняя, обогащая сюжет, игровой замысел, содержание игры.

Не понимая педагогического значения детской игры, родители не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения взрослых, знания, приобретаемый опыт поведения. Если старшие члены семьи не помогают детям использовать этот опыт, то в игру переносятся только наиболее яркие моменты семейной жизни.

Многие родители стремятся постоянно пополнять игровой пространство ребенка, показывают игровые действия с новой игрушкой, предлагают поиграть одному. Они не осознают, что ребенку важно даже небольшое их участие в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игровые действия одобряют.

Взрослый вступает в правила, предписанные игрой, но одновременно он незаметно руководит ею. Родителям необходимо знать, что совместные игры обогащают внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов семьи, эмоционально удовлетворяют взрослых и детей, дают возможность более глубоко понимать ребенка, целенаправленно осуществлять его развитие.

Работа с родителями по этой проблеме содержит следующее: помочь семье осознать цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста, используя для этого игру, осознать роль игры в развитии поведения, положительных взаимоотношений со взрослыми, помочь овладеть методами руководства детской игрой, способами обучения ребенка в ходе игры.

Детям младшего возраста доступны и интересны "Развивающие игры" Б. Н. Никитина из серии "Сложи узор", "Кубики для всех", "Рамки и вкладыши Монтессори" – где дети складывают из кубиков разные фигуры, такие как "ёлочка", "пила", "дорожки", а в дальнейшем дети зарисовывают фигуры, развивая таким образом моторику пальцев рук, мыслят, фантазируют, развивают память.

Также интересны и доступны игры Джеки Силберг "Занимательные игры для малышей", которые способствуют развитию мышления, речи, наблюдательности, целеустремленности.

Дети любят и сюжетно-ролевые игры "Дочки-матери", где главную роль берет на себя взрослый.