Развитие речи ребенка третьего года жизни

Развитие речи ребенка имеет первостепенное значение в его социальной адаптации и становлении личности. Ошибочно полагать, что этот важный процесс происходит только в момент произнесенного первого слова, на самом же деле все начинается намного раньше. Малыш совершенствует навыки общения ежедневно с момента рождения, поэтому колос-сальную помощь в этом непростом деле должны оказывать люди окружающие его.

К 3 годам нормальный малыш имеет необходимый багаж знаний и практических умений для произнесения, как отдельных слов, так и простых предложений. Если этого не происходит, стоит задуматься о правильности развития речи маленького человечка. Это не говорит об отклонениях самого ребенка или его слабых способностях, ведь все от него зависящее он инстинктивно сделал: научился держать головку, садиться, ползать, ходить и т.д. Самостоятельно малыш с трудом научится говорить, что может привести к множеству отрицательных последствий, например, психологической травме или замкнутости, поэтому

родителям следует активно заниматься развитием речи детей, чем раньше, тем лучше.

Посмотрите видео о развитии речи ребенка с помощью сказок (Дар детям):

Любящие матери всегда чутко реагируют на любые изменения самочувствия или настроения своего ребенка, с готовностью принимают все необходимые меры по обеспечению крохи максимальным уровнем комфорта и забывают об общении. Однако счастливое детство может омрачиться, если в один прекрасный день логопед в поликлинике даст направление в специализированный детский сад с логопедическим уклоном вместо заранее запланированного детского учреждения рядом с домом.

Явление неправильного развития речи у детей по вине невнимательных родителей в плане общения приводит к трате времени и средств на занятия со специалистом, торопливому наверстыванию упущенного, чего ребенок не понимает и воспринимает со страхом или капризами.

Чтобы не терзать ни себя, ни малыша в будущем, матери проще производить диагностику развития речи ребенка самостоятельно.

По характеристике каждого временного периода (месяц, полугодие, год) родители способны сравнить уровень развития речи у ребенка с нормативным, начиная уже с первого месяца.

Развитие речи у годовалых детей обычно выражается в лепете 3-4 слов, их ассоциации с предметами и реакции на часто повторяющиеся слова, например, «нельзя». Малыши реагируют на незнакомые лица и отлично распознают голоса родителей. Чтобы добиться такого результата, с ними нужно практически постоянно разговаривать, часто произносить некоторые значимые для крохи слова, например, «мама», «папа».

Речь ребенка 2 лет должна включать в себя знание около 50 слов и достаточно четкое их произношение. На этом этапе дети могут связать предложение из 3-4 слов (в т.ч. правильно применять местоимения), показать и назвать часть тела, трудности в произношении вызывают только «сложные» гласные р, л, некоторые свистящие и шипящие звуки.

Речь ребенка 3 лет осмысленна, т.к. малыш сам начинает задавать вопросы и говорить на интересующие темы. Словарный запас может доходить до 700 слов, осуществляется по-строение предложений из 5-8 слов с правильной постановкой падежей. В связи с такими достижениями дети с интересом начинают слушать сказки, потому что воспринимают смысл происходящего.

В случае, если речь ребенка 3 лет сбивчива и явно «не дотягивает» до нормы, малыш будет относиться специалистами в группу риска.

Причинами тому могут стать:

- недостаточное общение и слабая эмоциональная связь с родителями; контакт с близкими людьми – это передача опыта и знаний, в т.ч. и речевых. Идеальной средой для обучения ребенка словам будет спокойная, внятная, правильная, четкая речь мамы (папы, бабушки т.д.) в атмосфере спокойствия и уюта. Начинать необходимо с простых повседневных слов, произнесенных в игровой форме (продолжение загадки, стишок, песенка, считалка). Очень много детских вопросов провоцируют сказки и книги с картинками. Веселое совместное времяпровождение благотворно повлияет на малыша, и он вскоре сам будет проявлять инициативу к занятиям. Противоположный серьезный и вдумчивый метод общения также плодотворно повлияет на развитие речи ребенка 3 лет. т.к. возраст позволяет развивать мышление и словарный запас путем регулярной ненавязчивой беседы в конце дня. Можно спросить малыша о произошедших событиях, отношении его к поступкам сверстников и т.д. Важно поддерживать разговор и не отвлекаться хотя бы 30 минут в день, улавливать логику повествования от начала до конца. Когда дети чувствуют, что родителям искренне интересно разговаривать с ними, то в скором времени вечерний «отчет» будет озвучен без напоминаний.

Нецензурные, двусмысленные, искаженные слова недопустимо использовать в присутствии детей, также желательно как можно позже знакомить чадо с телевизором, компьютером, говорящими игрушками – это отвлекает и приучает детей молчать и слушать.

В настоящий момент развитию речи и фантазии у детей посвящены многочисленные пособия с разработанными практическими интересными занятиями. В процессе рисования, лепки, собирания конструктора мама может задавать вопросы ребенку, а он в свою очередь с удовольствием поделится своими творческими планами;

- неправильный прикус, необходимость подрезки уздечки; ребенок правильно строит предложения, словарный запас соответствует уровню развития речи ребенка в 3 года. но произносятся они невнятно – возможно поможет поход к детскому стоматологу. Стоматологические дефекты не редкость у растущих организмов (особенно неправильный прикус), но исправимы, например, современными пластинками;

- появление невнятных слов под влиянием других людей, например, детей или слов из чужого сленга объясняется детской любознательностью и удивительной способностью перенимать слова-паразиты. В таком случае следует попросить окружающих (с кем контактирует ребенок) употреблять правильные слова. Речь идет не только о подростках, но и о пожилых людях, которые нередко произносят слова неправильно;

- слабое развитие мышц ротовой полости может усилить неохоту малыша четко говорить; на выручку придет опять игровая форма гимнастики, например, надувание мыльных пузырей, высовывание языка, имитация голосов птиц, кошки, собаки, змеи и т.д.

Развитие речи у детей занятие несложное, но трудоемкое, т.к. требует времени, терпения, хорошего настроения и спокойствия. Комбинация разнообразных способов стимулирования правильной речи в итоге всегда приносит долгожданный результат