Анализ текста. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

1. 11-й класс, русский язык и литература

2. Педагогические задачи:

Новые условия, в которых оказалось современное общество, ставят учителя русского языка и литературы перед выбором: “натаскивать” детей на сдачу ЕГЭ, запоминать цвет глаз героев, место их встречи и т.д. или все-таки учиться думать, рассуждать, анализировать, формировать свою точку зрения. Скажу честно, решать сегодня воспитательные задачи на уроке становится все труднее, формирование личности ученика отходит на второй план. Да и в воспитательной работе это уже делать нелегко: родители учеников, особенно старшеклассников, против того, чтобы их ребенок принимал участие в каком-то конкурсе или интересной встрече. Так как все это отвлекает от подготовки к сдачи ЕГЭ, отнимает много времени. А если это мероприятие еще и намечено в урочное время, то это точно не приветствуется ни ребенком, ни родителями.

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей, – сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников-гуманистов дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.

Эта педагогическая цель совпадает с основной функцией русского языка и литературы – силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его сознание, этическое мировоззрение, умение выстраивать и отстаивать свою, личную позицию. Открывать “секреты”, сообщать нечто новое, ранее не известное ученикам, делать тайное явным. уметь ставить себя на место героев, принимать решение за них, – вот что необходимо для учителя литературы и литературного творчества – это не только возможная, но и существенная задача преподавания.

3. Педагогическое “кредо”: я учу детей своему предмету, чтобы они научились общечеловеческим ценностям, научились мыслить, понимать себя и других, умели выразить свою мысль правильно, грамотно и красиво, быть общительным и уметь сотрудничать с другими людьми.

4. Программа исходит из того, что доминирующим на уроках литературы должен стать процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся. В основу курса литературы положено изучение произведения как эстетической и нравственной ценности, которая не замыкается только в рамках времени его создания, а также актуальна и для сегодняшнего ученика, что позволяет ему воспринимать произведение творчески, личностно. Эстетический подход к произведению, осознание учениками художественного образа позволяет учителю на качественно ином уровне осуществлять межпредметные связи с другими видами искусства. При истинно эстетическом изучении художественного произведения доминирующей должна стать творческая деятельность ученика в процессе изучения учебного материала, анализа художественного произведения.

Воспитательные задачи развития: воспитание и формирование идеала как общечеловеческой ценности. Образовательные задачи развития: формирование развития умений творческого, эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности, формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

5. Учебные тексты, устные (информационные речи учителя) и письменные (учебники, хрестоматии, текст произведения). В зависимости от содержания и способа учебного материала тексты могут нести самое разное развивающее значение – будить мысль, настраивать на ценностную позицию или эстетическое восприятие, учить структурировать или творить. У каждого вида текста свои возможности и ограничения, свои приоритеты, свои развивающие задачи. Например:

Задание 1. Прочитайте текст.

Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужественного, честного человека. Главное в воспитании – не упустить время. Сегодняшние подростки родились в послевоенные годы. Они не видели, как взрываются бомбы, не слышали сирен воздушной тревоги. Они не знают, как это страшно потерять хлебные карточки. Им не приходилось бежать по снегу босиком к партизанам, спасаясь от фашистов. Это счастье, что наши дети избежали ужасов и тягот военного времени. Но плохо, что некоторые взрослые, испытавшие войну на себе и прошедшие сквозь нее, стараются оградить своих детей от минимальных трудностей и забот сегодня, в мирное время. Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или же сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.

С. Михалков.

Выполните задание:

1. Разделите текст на абзацы.

2. Озаглавьте текст.

3. Выделите главную мысль текста.

4. Сформулируйте проблемы, поставленные автором в данном тексте.

5. Сформулируйте вопросы к данному тексту.

Задание 2. Прочитайте текст.

Мелочи жизни?

Есть люди, о которых говорят: “Это человек слова!” Значит, на такого человека можно положиться – он выполнит свое обещание без напоминания.

Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли. Сославшись потом на нездоровье или на другую причину. Вас попросили опустить письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.

Мы довольно часто совершаем такие мелкие “предательства”, не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку.

“В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми!” – думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным.

Как же стать таким человеком?

Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания.

С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас.

С. Михалков.

Выполните задание:

1. Выделите главную мысль текста.