Гармоничное развитие ребенка

Автор: Ирина • Счастливый ребенок 49

Ирина 28.10.2015 Гармоничное развитие ребенка

Дорогие читатели, сегодня на моем блоге еще одно СОБЫТИЕ. Я открываю новую рубрику Счастливый ребенок. Так совпало, что на блоге почти одновременно открывается сразу две рубрики. Совсем недавно мы с Леной Хуторной открыли рубрику Душевный переплет. где мы обсуждаем темы для души, и вот сегодня я хочу вам предложить новую тему рубрики. Счастливый ребенок – наверно, об этом мечтает каждый из нас. Увидеть своих детей, внуков радостными, здоровыми, успешными по жизни – это ли не наше счастье? Вести рубрику будет психолог Анна Кутявина. Она предложила свою помощь, и, обсудив многие моменты в личной переписке, мы пришли вот к такой идее.

Новая рубрика будет посвящена нашим детям. Это будут заметки детского психолога, а также в перспективе будут встречи с интересными людьми, которым есть чем поделиться в плане воспитания и развития детей. Идея мне очень понравилась. Надеюсь, и вы тоже поделитесь в комментариях своими впечатлениями. Возможно, вы предложите нам темы для обсуждения на страницах блога.

Предварительно я познакомилась со статьями Ани для разных изданий. Они показались мне близкими по стилю и наполнению. Итак, представляю вам Аню Кутявину. Вот что рассказывает Аня о себе: «Я живу в Харькове. По первому образованию – экономист, по второму – психолог. Пишу статьи для печатных и интернет-изданий, а также стихи, сказки для детей и взрослых. Иногда провожу тренинги по темам, связанным с саморазвитием и личностным ростом. До декрета работала в центре реабилитации детей-инвалидов, занималась с ними песочной терапией, сказкотерапией, проводила развивающие занятия. Сейчас с любовью воспитываю сыночка Юрика, ему скоро будет два годика. Очень люблю детей, много изучаю и постоянно развиваюсь в направлении детской психологии, сказкотерапии. И мне очень приятно, когда какие-то мои мысли отзываются в душе читателей, возможно, в чем-то помогают или подсказывают. Значит, все это делается не зря.

Что еще о себе рассказать? Страстно люблю путешествия, незнакомые города и страны. Каждый раз открываю для себя новую грань души, и, что самое важное – интересных, нестандартных, творческих людей. Издала две книги лирической поэзии, лауреат международных литературных конкурсов. Все это меня очень вдохновляет, наполняет и дает энергию двигаться дальше, в новые творческие проекты. И я очень рада, что познакомилась с Вашим блогом и с Вами, ведь благодаря таким душевным статьям мир становится лучше и добрее».

После такого вот вступления передаю слово Ане.

Основные условия гармоничного развития ребенка

Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о самом главном — основных условиях для гармоничного развития ребенка. Каждая мама хочет для ребенка самого лучшего. Но как найти свой путь в море различных, порой противоречащих друг другу систем воспитания, развития, ухода? Как не потеряться в потоке информации? Давайте попробуем разобраться.

Спросите у женщины, беременной первенцем, как она собирается развивать своего малыша? И она ответит: «У него будет все самое лучшее, я всегда буду прислушиваться к его желаниям и просьбам, мы будем понимать друг друга с полуслова и полувзгляда, и я никогда не буду уставать». Улыбнетесь – какая наивность, так не бывает? Да, конечно, элемент розовых очков в данных утверждениях присутствует. И, на мой взгляд, он необходим в первую очередь маме, чтобы потом, после рождения малыша, не скатиться в усталость и недовольство. Ведь представьте себе, если бы вам еще до рождения ребенка все рассказывали о том, как тяжело живется с маленьким на руках, как все надоедает и валится с рук? Думаю, после таких рассказов «доброжелателей», может, вообще не захочется рожать ребенка.

Мы же не будем ни чрезмерно идеализировать, ни омрачать материнство. Ведь это априори огромное счастье. Но так ли важно быть идеальной мамой или идеальным папой? И возможно ли это в принципе? По мнению многих специалистов, правда где-то посредине – то есть, важно быть достаточно хорошими родителями. А для этого нужно совсем немного: терпение, любовь, внимание, и понимание истинных потребностей ребенка. Что же нужно самому малышу?

В последнее время многие психологи во всем мире обращаются к проблемам раннего детства. Ведь именно в первые месяцы и годы жизни малыш развивается наиболее интенсивно, закладывается фундамент его здоровья – как физического, так и психического. И от того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее крохи.

Конечно, можно просто пустить все на самотек, — ведь все дети растут, так заложено природой. Значит, как-то вырастет. Но вот как? На мой взгляд, если к вам пришел малыш, и вам посчастливилось стать родителем, это не просто огромная радость, но и большая ответственность. Но ответственность приятная. Ведь что может быть интереснее, чем наблюдать за становлением маленького человечка?

Мы сейчас не будем рассматривать подробно различные методики воспитания и развития. Речь пойдет не о них. Наша задача на данный момент – определить основные вехи, опорные точки, отталкиваясь от которых, мы получим счастливого ребенка и довольных родителей.

Итак, к главным и основным условиям гармоничного развития ребенка дошкольного возраста можно отнести следующие:

Наличие близкого взрослого

Младенец без мамы или человека, который ее заменяет, не сможет выжить. Ему нужна забота, ласка, тепло. Рядом с мамой кроха ощущает себя в безопасности, и может жить и развиваться. Тут вроде бы все понятно и без слов. Но, когда карапуз поднимается на ножки и начинает бегать, говорить, многое делать самостоятельно, мы порой начинаем недооценивать свою роль в жизни нашего ребенка. Кажется, что излишним вниманием мы его только разбалуем. Но разве любовь может навредить?

Малыш, которому два, три, четыре года нуждается в родительской любви не меньше, чем младенец. Да, может быть, эта любовь должна проявляться уже по-другому – теперь не надо посвящать ему каждую минуту, укачивать, развлекать. Кроха может заниматься чем-то и один, и с удовольствием постоит за свое право быть самостоятельным. Но ему тоже нужно посидеть у мамы на коленях, прижаться к ней крепко-крепко, поделиться своими «секретными секретами». И это прекрасно! Не лишайте ребенка минут истинной близости. Когда вы вместе с ним – будьте только с ним, и душой, и телом. Пусть пять минут в день. Но это все же лучше, чем целый день как бы рядом, но в то же время мыслями очень далеко.

Единые принципы воспитания в семье

Какую бы систему воспитания вы не выбрали, очень важно, чтобы ее придерживались все члены вашей семьи – и мама, и папа, и дедушки с бабушками. Малыш вполне может понять и принять определенные границы, но только в том случае, если они едины для всех. А не так, что мама все разрешает, папа наказывает, а бабушка утешает.

Развитие в игре

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра. Сначала малыш учится манипулировать предметами, обогащает свой сенсорный опыт (все щупает ручками, пробует на зуб, рассматривает, прислушивается к незнакомым шумам). Но уже простое разбрасывание или собирание игрушек является началом игры. Потом появятся более сложные виды игр – сюжетная, ролевая. Все они чрезвычайно важны для развития малыша. И наша задача как родителей – обеспечить крохе безопасные условия для игровой деятельности. Конечно, не стоит забывать и об участии самих родителей в играх – этот процесс должен приносить удовольствие не только малышу, но и маме с папой.

Умеренные нагрузки

В том числе физические. Не стоит перегружать малыша чрезмерным количеством факультативов и секций, домашних и клубных развиваек. Но и оставлять ребенка «в покое» тоже не самый хороший вариант. Помогайте крохе изучать мир, давайте ему посильные нагрузки, ходите на прогулки, на детские площадки, старайтесь отвечать на его вопросы и просто много общаться, пойте песенки, делайте ему массаж и вместе с ним – зарядку. И тогда ваше чадо обязательно вырастет здоровым и счастливым.

Включение в жизнь

Не стоит создавать для крохи лабораторные условия, сдувать с него пылинки и ограждать от всего. Пусть он видит, что происходит в вашем доме и в вашей жизни. Что еда появляется на столе не из воздуха, а мама ее готовит на кухне. И игрушки не волшебным образом разлетаются по местам. Уже двухлетний карапуз с огромным удовольствием будет помогать маме подметать, варить суп или месить тесто. Пусть сначала понарошку, не так хорошо, как вам бы хотелось. Но малыш учится – и это главное. А, значит, у него будут все предпосылки вырасти самостоятельным, гибким, уверенным в себе человеком.

Наличие своего личного пространства

Обеспечьте ребенку место, в котором он может играть самостоятельно и чувствовать себя полноправным хозяином. Если нет возможности сделать отдельную детскую комнату – оборудуйте ему хотя бы уголок, в котором будут его игрушки, книжки, столик со стульчиком. Главное условие – это место не должно быть проходным, таким, где ребенка постоянно будет кто-то задевать, мешать ему. Вспомните, насколько важны для вас самих любимое кресло или письменный стол, и как вам неприятно, когда кто-то посягнет на вашу территорию.

Грустный пример из жизни – дети, выросшие в детских домах, зачастую не имеют понятия «собственных вещей». Там все общее, любой может подойти и взять, не возвращая. Из-за этого во взрослой жизни таким ребятам сложно научиться ценить свои вещи, свое пространство. Малыш, у которого с детства есть территория, где он – хозяин, скорее всего, таким же хозяйственным и ответственным и вырастет.

Пример для подражания

Английская пословица гласит: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Дети – это не просто подарок, посланный нам небесами. Это еще и уникальный шанс стать лучше, осознаннее, гармоничнее. Ведь от ребенка не скроешь фальши. Он не приучится есть полезную брокколи и рано ложиться спать, если вы сами питаетесь жареной картошкой и играете в компьютерные стрелялки до утра. Как бы вам ни хотелось в это верить.Поэтому вдохновляйте ребенка своим личным примером, учите его полезным привычкам и здоровому образу жизни, общительности и оптимизму, и результат не заставит себя ждать!

Жизнь «без шаблона»

Как бы хорошо не описывали среднестатистического малыша в умных книгах, ваш ребенок имеет полное право быть не таким. И, скорее всего, он этим правом воспользуется. Спросите у многодетных мамочек – они наверняка расскажут, насколько дети не похожи между собой. Каждый – личность. Не шаблонная, не абстрактная. А живая и настоящая. Поэтому не принимайте за догму любые советы, и не стремитесь стопроцентно им следовать, чего бы вам (и малышу!) это не стоило. Даже если так сказал великий ум. Позвольте крохе просто быть собой.

Со-Творчество

Живите не ради ребенка, а с ним. Очень многие родители делают глобальную ошибку, посвящая свою жизнь исключительно воспитанию ребенка. А потом упрекают выросшее чадо: «Я на тебя всю жизнь положила, а ты такой неблагодарный!». Подумайте сами – разве ребенок ваша собственность? Нет, конечно, у него есть свои цели и задачи, свои увлечения и своя будущая жизнь. Поэтому позаботьтесь заранее о том, чтобы ваши интересы не ограничивались ребенком. Вы просто обязаны уделять время и силы себе, своей половинке, любимым занятиям. Ведь даже самый маленький кроха когда-то вырастет и покинет родительский дом. А с чем останетесь вы?

Кроме того, ребенку и не нужна такая огромная ответственность – быть смыслом жизни своего родителя. Дети, которым с ранних лет внушается эта мысль, зачастую вырастают несамостоятельными, робкими, несчастными. Они как будто несут на своих хрупких плечах непосильную ношу, и не могут ее сбросить.

Если же вы выбираете жить «рядом с ребенком», и вы, и малыш получаете целую массу бонусов! Мало того, что ваша семья превращается в творческую команду, которой вместе легко и хорошо. Где проблемы и трудности решаются в атмосфере доверия и поддержки, а радости умножаются во стократ. Но еще и ребенок видит, что его родители счастливы, гармоничны, а, значит, можно нести их модель поведения в свою взрослую жизнь.

Родительское чутье

Ваша задача – увидеть и почувствовать, к чему больше всего тянется малыш? Что приносит ему радость? Какое занятие увлекает его сильнее других? И соответственно вашим наблюдениям стройте систему развития ребенка. Иными словами, если карапуз целыми днями поет, придумывает всякие мелодии, может, вместо совершенно неинтересного ему футбола отдать его в музыкальную школу? Никто не утверждает, что он станет вторым Моцартом. Всякое бывает в жизни. Возможно, со временем интерес пропадет. А может, и нет. Кто знает, вдруг вы, благодаря своей наблюдательности, «совершенно случайно» сделаете своего сына или дочь самыми счастливыми на свете – людьми, еще с детства нашедшими свое призвание?

Умение видеть, слышать, понимать и чувствовать своего ребенка – это навык. И ему обязательно нужно учиться.

Предлагайте малышу разные занятия. Наблюдайте, играйте вместе, изучайте. Давайте ему помощь тогда, когда он в этом нуждается. Будьте близки с ребенком по-настоящему. И эта инвестиция обязательно окупится в сотни и тысячи раз.

Конечно, это не все, что можно сказать по этому очень важному вопросу. Наверняка, у вас тоже есть свои секреты гармоничного развития ребенка. И, если вы захотите ими поделиться в комментариях – мы будем очень рады!

Пусть каждый ваш день рядом с малышом будет наполнен приятными эмоциями, радостными мгновениями, вдохновением и тихим счастьем. Ведь дети – это наш комплимент от Бога. Это знак того, что у нас уже есть чем поделиться, чему научиться, о чем подумать. Это продолжение жизни. Уже не такой, как до них, нет. Совершенно другой. И качество ее напрямую зависит от нас самих.

Счастья вам и вашим детям!

Психолог Анна Кутявина

Я благодарю Аню за первую тему разговора. Думаю, что все мы хотим и все делаем, чтобы наши дети, внуки развивались именно гармонично.

И для души мы с вами послушаем сегодня Giovanni Marradi – Caruso. Удивительная тема, которую многие из вас слышали. Подарите себе настроение.

Желаю нам всем здоровья, радости от простых моментов общения с нашими близкими людьми. А для детей и внуков наших – гармоничного их развития. Будут они счастливы, будем счастливы и мы.