Учите ребенка разговаривать с первых дней жизни

По мере развития и взросления ребенка каждый родитель задается вопросами: не отстает ли мой ребенок от сверстников? Правильно ли он говорит, и не много ли звуком глотает? Это норма для его возраста или патология?

Для того чтобы учить ребенка разговаривать в соответствии с его возрастом, нужно четко знать, что именно должен уметь малыш в каждый период его развития. И прежде всего это касается первых трех лет.

Что должен уметь ребенок

К трем месяцам вы услышите от крохи короткие гласные звуки, а чуть позже что-то похожее на пение с интонацией, разбавляемое появившемся звуком «м». К полугоду в речи малыша будут звучать четкие слоги: ма, да, ба. В год ребенок копирует легкие звуки, повторяя при этом интонацию, и говорит простые слова, такие как мама, папа, баба, ляля, куку. Для того чтобы кроха учился разговаривать быстрее читайте с ним больше книг и играйте в игры-потешки.

Ко второму году ребенку уже хорошо знакомы название предметов и имена родных. Используемый им словарный запас составляет от 50 до 70 слов, большая часть которых существительные. К концу второго года жизни малыш оперирует простыми предложениями типа: «Мама, дай пить» или «Хочу гулять».

Количество используемых слов достигает 200 – 400, а неизвестные заменяются жестами. В таком возрасте кроха еще не понимает значения «Я» и называет себя по имени, он также не умеет орудовать глаголами и использует их в неопределенной форме.

В три года маленький говорун знает и использует около 1000 слов, свободно составляя из них предложения и активно общаясь с окружающими. Ребенок может более-менее правильно употреблять предлоги и окончания времен.

Специалисты считают, что к этому возрасту заканчивается период активного обучения ребенка разговаривать. В дальнейшем малыш будет развивать и дополнять полученную за первые три года жизни речевую базу. То есть, в год – это просто «кися», в два – это « наса кися Лола», в три – «наса кися Лола пусыстая и мукает», а в четыре кроха разразится рассказом о том, как он любит играть с кисей, что Лола прыгает за бантиком, кушает колбаску и пьет молочко, что ему с ней весело, и т. п.

Как правильно учить ребенка разговаривать

Специалисты едины во мнении – все речевые навыки нужно привить до 5 лет. Медлить в этом вопросе не желательно, поэтому речевое развитие детей должно начинаться просто с рождения. Пусть малыш еще не понимает, о чем мама с ним говорит, но он слышит, чувствует и подсознательно запоминает. Читая стишки или напевая песенку, обязательно меняйте интонацию и тембр голоса. Обучайте малютку простым двусложным словам: мама, баба, деда, и не забудьте про его имя.

Дайте ребенку послушать звуки природы, голоса животных и птиц, а потом сымитируйте их сами.

Запомните, говоря с малышом, вы учите ребенка разговаривать, и здесь нельзя допускать оплошностей. Придерживайтесь нескольких основных правил:

— Не «сюсюкайте» и не переходите на детскую речь. Произносите слова правильно, четко и ясно.

— Не употребляйте в разговоре детских слов. Машина – это не бибика и не вживжи. Пусть пока машина будет масиной, самолет – самонетом, а собака – бабакой. Произношение легко подкорректировать, а переучивать слова тяжело.

— Показывайте ребенку предметы, о которых вы в данный момент говорите.

Учите с малышом звуки, которые произносят животные или производит та же машина. Это будет незаменимым упражнением, когда ребенок учится разговаривать. Выполнять его полноценно кроха сможет примерно к двум годам.

Учите ребенка разговаривать с помощью пальчиковых игр

Сейчас уже хорошо известны упражнения, которые способствуют развитию речи ребенка. Родители уже не раз должны были слышать о том, что развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общее развития, а уж тем более на формирование речи малыша. Так с двух лет можно начинать заниматься с ребенком речевым массажем. Активизируя при помощи пальчиковых игр нужные точки на руках и лице малыша, вы поможете улучшить речевые способности.

Всем нам с детства известны потешки: ладушки-ладушки, сорока-ворона или мальчи-с-пальчик. Но сейчас существует огромное количество новейших книг по этой теме, да и в интернете информации хватает.

Артикулярная гимнастика

Когда ребенку исполниться два года можно начинать тренировать артикулярный аппарат. Пусть кроха повторяет за вами простые упражнения: втягивает щечки, фыркает, как ежик, вытягивает трубочкой губы, цокает, как дошадка и т.д. Научившись подражать вам, к трем годам малыш сможет повторять за вами такие сложные звуки, как «р», «ц», «щ». Если у ребенка не получается – это повод обратиться к врачу .

Если у вашего малыша есть отклонения в развитии слухового аппарата, регулярно обращайтесь к логопеду и сурдологу, чтобы не просмотреть серьезные нарушения речи.

В четыре года кроха пробует себя в искусстве оратора, рассказывая стихи и сказки. Общительные дети с радостью повествуют о том, как провели день, чем занята сейчас любимая игрушка и еще о многом. Поощряйте такие рассказы, не забывая при этом поправлять ошибки произношения.