В последние несколько лет по стране распространилась мода на «раннее развитие». И моя деятельность (книги, игры, сайт) в немалой степени способствовала этой моде.

Так получилось, что мамы, занимающиеся с малышами, чрезмерно увлеклись «развитием». Увлеклись тем, без чего, по идее, можно вполне обойтись!

• например, безумно дорогими, но самыми «нужными», «развивающими» игрушками, подвесками, ковриками,

• карточками со словами и картинками, с цифрами и буквами,

и другими пособиями, но совсем не задумываются о главном!

Мало того, родители дома нагружают ребенка карточками, а потом тащат грудничка на «развивающие» занятия в «центры раннего развитии», где малыша снова и снова нагружают ненужной информацией. А при этом он неподвижный, пассивный, неловкий, болезненный и капризный. Запчасти для планшетов Не умеет делать простых вещей…

В первый год жизни ребенку нечто совсем другое, просто карточки, картинки и развивающие занятия в группах. А вот без карточек и пособий вполне можно обойтись!

Так без чего все-таки нельзя обойтись в первый год? Что самое важное? А что можно пропустить и не делать в обязательном порядке.

В этой статье я не собираюсь отрицать весь опыт раннего развития, накопленный знаменитыми педагогами и энтузиастами. Я просто хочу высказать собственное мнение на этот счет, опираясь на свой опыт.

Самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

Все время, что малыш не спит, дома он должен быть всегда голеньким! Даже если дома прохладно! Это, пожалуй, самое важное условие РР. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, мышцы не работают, потому что двигаться в таком виде не очень-то хочется. В этом нет ничего экстремального. Если с самого рождения приучать ребенка быть голеньким, то он относится к этому, как к должному. Кроме того, в первые дни малыш, в основном, спит. А бодрствует совсем недолго. Поэтому приучение будет плавным, постепенным, безболезненным.

Ребенку необходимо предоставить возможность неограниченного движения. Никаких манежей! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване! Оставлять малыша в кроватке можно лишь ненадолго и в случае крайней необходимости, буквально на три-пять минут. Если у вас в детской кроватке оборудование для занятий с малышом, например, привязаны перекладины (по советам М. Федотова) или лесенки (например, лестница «Встанька» у В.С. Скрипалева), то пребывание в кровати в течение некоторого времени оправданы. Но все-таки, большая часть времени ребенку лучше проводить на полу. Пока это совсем крошечный малыш, стелите «пенку» (туристический коврик, а на него пеленку. Как только малыш начнет ползать, уже никакие пенки или одеяльца не помогут. Пусть ползает по всей комнате, а потом – по всему дому. Просто все опасные предметы должны быть огорожены или убраны подальше.

С ребенком необходимо регулярно заниматься физическим развитием! Изо дня в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде. Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Но без физического развития нет интеллектуального развития! Поверьте, дорогие родители. Неподвижный ребенок не способен так познать мир, как «живчик», который всё в доме ощупал, всё увидел, все обнюхал. Маленький ребенок в восемь-девять месяцев можно прекрасно ориентироваться даже в очень большом доме. И найдет и маму на кухне, и папу в кабинете! Только дайте возможность!

Очень желательно (если есть возможность!) уделять внимание занятиям в воде. Это или плавание и ныряние (с инструктором или без). Или просто водные игры в ванной. Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.

Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним нужно много, но это не значит, что надо болтать без умолку. Проговаривать слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок слышал не поток звуков, а именно слова. Основа развития речи - правильная речь взрослых. Старайтесь использовать сложные предложения – не упрощайте свою речь специально для малыша. Стимулировать активную речь можно играми, просьбами, вопросами. Когда показываете что-то малышу, повторяйте слово несколько раз. Ну и, конечно, обязательно нужно читать малышу с первых недель жизни!

Ребенка нужно приучать к самостоятельности! Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. И постепенно уменьшать свое участие. Научился малыш залезать на стул и садиться самостоятельно? Всё! Больше вы его никогда не подсаживаете или не усаживаете своими руками. То же – с другими умениями.

Приучайте ребенка не только делать что-то самостоятельно. Но и оставаться в одиночестве, играть без мамы или старших детей. Если не научить этому в первый год жизни, потом это будет очень сложно!

Совершенно необходимо приучать ребенка к гигиене. Ребенок, который не понимает, что с ним происходит, писающий под себя, это сейчас стало нормой. Все «умные» книги пишут, что малыш до двух лет не в состоянии контролировать свои отправления. А мои дети, почему-то, контролировали. Младшая дочь Саша к году уже ВСЁ делала на горшок и начала проситься. В год и четыре уже полностью сама просилась, а иногда и сама садилась на горшок.

Если вы не знаете, что и как делать, не волнуйтесь. Ничего хитрого и сложного тут нет. Начните хотя бы держать над раковиной в тот момент, когда малыш давно не делал свои дела (желательно делать это с первых дней). Успешно или не успешно – не важно! Главное, чтобы это происходило регулярно! Ребенок сам всему научится, если родители будут последовательны. Можно до года продолжать только «высаживание» над раковиной. Но можно и попробовать вводить горшок, как только ребенок научится сидеть. При таком раннем введении ребенок, которого с рождения приучали «делать» над раковиной, обычно хорошо привыкает к новинке. В год бывает сложнее, потому что у ребенка уже есть свои привычки.

В течение всего первого года необходимо предоставить ребенку максимум тактильных ощущений. Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками и разнообразных игр: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы (безопасные, естественно).

Обязательно давайте ребенку слушать разнообразную музыку, а также (желательно, но не обязательно) звуки разных языков (не слишком многих, а двух-трех кроме родного, не больше). Все знают, что музыка очень благотворно действует на мозг человека. А уж малышам она просто необходима. А звуки чужих языков расширяют слуховой диапазон малыша, он привыкает слышать эти непохожие на родной язык звуки. Впоследствии ребенку проще будет учить иностранный язык, если его звуки он слышал в столь нежном возрасте.

Старайтесь, чтобы у ребенка было много ярких впечатлений. Хотя бы иногда выбирайтесь с малышом, что называется, «в люди». Хотя бы пару раз за первый год сходите в зоопарк, побывайте на каком-нибудь празднике с народными гуляниями или духовым оркестром. Сходите в картинную галерею.

Играйте с малышом с обычными игрушками – куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками. Стимулировать ребенка к активным играм с такими игрушками. Это гораздо важнее «логических» игрушек и карточек со словами или даже картинками.

Вот, собственно, и все.

«Какое же это раннее развитие?», - скажут многие. Подавляющее большинство пожмут плечами и хмыкнут!

А как же карточки Домана? «Кубики Зайцева» и «Рамки Монтессори»? Презентации? Рисование красками?

Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша!

Вот только для этого совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия обязательно!

А большинство мам считают, что если они завалят ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками (чем дороже и круче, тем лучше), тем более умным и способным вырастет их малыш.

А ведь свободное движение важнее всех карточек!

Карточки смело можно заменить речью и показом окружающих предметов! В конце концов, книги и спокойный любящий голос мамы заменят любые карточки!

А что мы видим в современных «прогрессивных» семьях?

Дети, укутанные, как на северный полюс, сидят в кроватках и перебирают «развивающие» игрушки!

Несколько раз в день им продемонстрируют карточки Домана или презентации.

А потом снова потеплее оденут и положат на спинку – «развиваться» с умными игрушками!

Родители замирают от счастья, купив дорогостоящую игрушку или невероятно «полезную» книжку. А время уходит!

Другие родители увлекаются невероятным количеством сложных игр и пособий, круглые сутки делают эти пособия, и занимаются по ним. А у ребенка не остается время просто поползать и поиграть.

Мне бы хотелось, чтобы мамы, у которых есть малыши первого года жизни, задумались над моими словами и попробовали следовать этим простым советам.

Кроме этого, отмечу, что есть вещи, которые важные не для развития, а для морального и физического здоровья, без которых тоже нельзя обойтись в первый, да, пожалуй, и во второй год. Это ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ и совместное пребывание с мамой (желательно и днем, и ночью). Без мамы малышу плохо! (задумайтесь, работающие мамы, не стоит ли подождать хотя бы год). А уж без грудного молока совсем худо! Здоровье ребенка потом не купите ни за какие деньги. А наладить грудное вскармливание можно даже в том случае, если после рождения вы покормили всего месяц и бросили. Прошло полгода и вы одумались. Любая родившая женщина может кормить! Это медицинский факт. Главное – правильно к этому подойти. Но это тема совсем другой книжки.

И в заключение скажу, что очень важно, как вы относитесь к ребенку. Общаться с малышом надо не как с малышом, а как с человеком. Как мы к ребенку относимся, таков он и есть. За дурачка или несмышленыша считаем? Он такой и будет. Доверяем, общаемся, уважаем - растет уверенная яркая личность.

Если у читателя возникли вопросы по этой статье, сомнения или возражения, приглашаю их зайти на форум и написать в теме «Без чего невозможно раннее развитие в первый год» в разделе «Развитие ребенка в первый год жизни» .

Для того, чтобы задать вопрос в теме, необходимо зарегистрироваться.