Значение участия родителей в жизни ребенка

Воспитание детей является чрезвычайно сложной задачей, которая стоит перед родителями, педагогами и обществом в целом. Многие даже не задумываются, какие ценности они прививают своему ребенку, ведь воспитательный процесс состоит не только в соблюдении режима сна и бодрствования малыша, его своевременного кормления и подбора одежды в соответствии с погодными условиями. С детьми, даже с самыми маленькими, нужно терпеливо общаться, много рассказывать и отвечать на нескончаемые вопросы.

Нормативное регулирование процесса воспитания

Родители имеют самое большое влияние на становление личности маленького гражданина. Важный фактор успешной социализации ребенка – это участие обоих родителей в его воспитании. Несмотря на то, что этот аспект больше относится к морально-этической стороне отношений в семье, он четко регламентирован Российским законодательством, в частности, Конституцией РФ, Семейным кодексом (далее СК РФ) и другими нормативными актами.

В соответствии с Конституцией России, воспитание собственных детей – это не только право каждого из родителей, но и их непосредственная обязанность. Данное положение закреплено в статье 61 СК РФ. Причем права и обязанности матери и отца равны, возникают в момент рождения ребенка и продолжаются до его совершеннолетия или иных обстоятельств, устанавливающих его полную дееспособность.

В воспитательный процесс входят две группы обязанностей.

1. Забота о правильном физическом развитии, сюда относится:

  • здоровье физическое и психическое;
  • питание;
  • среда обитания;
  • одежда и другие.

2. Забота о духовно-нравственном развитии несовершеннолетнего:

  • религиозное воспитание;
  • формирование гуманистических принципов;
  • социализация в обществе и так далее.

Согласно ратифицированным нормам международного права, ответственность за воспитание детей лежит на обоих родителях независимо от их места проживания.

Если по определенным обстоятельствам ребенок передается на воспитание третьим лицам (бабушке, дедушке, иным родственникам, в социальные заведения), ответственность за его воспитание с родителей не снимается, они также обязаны заботиться о его всестороннем развитии и безопасности.

При возникновении судебных и иных видов споров, возникающих между родителями ребенка и лицами, непосредственно влияющими на воспитание ребенка, суд отдает предпочтение родителям, так как на них законом возложена обязанность заботы о детях.

Защита прав ребенка и ответственность за их нарушение

Защита законных интересов и прав детей – это важнейшая обязанность и право обоих родителей.

Наделяя родителей подобными полномочиями, законодатель стремился:

  • увеличить защищенность несовершеннолетних граждан России;
  • обозначить родителям их гражданский долг перед обществом, государством и собственными детьми.

Объектом защиты являются все права детей (личные имущественные и личные неимущественные), обозначенные как внутригосударственными нормативно-правовыми актами, так и международными, действующими на территории страны.

Способы и методы защиты прав ребенка регулируются статьей 8 Семейного кодекса РФ. Они зависят от особенностей возникающих семейных споров. характера правонарушения.

Родители – это законные представители своего ребенка, не нуждаются в дополнительном удостоверении своих полномочий. От имени и в интересах детей они выступают в отношениях с любыми государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, правоохранительными органами, в суде. Действия родителей по представлению интересов детей могут носить также и превентивный характер.

Если интересы родителей идут в противоречие интересам ребенка, то осуществление родительских прав над ним невозможно. Данным правилом определяются допустимые границы деяний в семейных отношениях, связанных с воспитанием детей.

Помимо этого, в части 1 статьи 65 СК РФ конкретизируется способы, употреблять в воспитании которые запрещено:

  1. наносить физический или психический вред здоровью несовершеннолетнего;
  2. вред нравственному и духовному развитию;
  3. допускать преступное обращение с ребенком;
  4. оскорблять, унижать человеческое достоинство;
  5. эксплуатировать.
Любое отступление от данных правил может грозить лишением родительских прав.

Если поведение родителей наносит ущерб личности ребенка, а также его имущественным интересам, то может наступить ответственность:

  1. гражданско-правовая;
  2. семейно-правовая;
  3. административная;
  4. уголовная.

Решение вопросов педагогической направленности

В процессе воспитания ребенка в семье возникает великое множество вопросов, которые преимущественно носят педагогический характер. Их решение происходит, как правило, родителями путем обсуждения, обязательно при этом учитывается мнение самого ребенка. Однако случаются ситуации, когда достичь консенсуса не удается, тогда родители могут обратиться за помощью в суд или органы опеки и попечительства.

Обращение в органы опеки предпочтительно оформлять в письменном виде. При ознакомлении с возникшей конфликтной ситуацией органы опеки пытаются, прежде всего, уяснить, в чем состоят интересы ребенка, и какой выбрать способ разрешения конфликта, чтобы права несовершеннолетнего были соблюдены в полном объеме. К рассмотрению конфликтной ситуации в семье для объективной оценки может быть привлечен педагог или воспитатель ребенка. Свои рекомендации по выходу из кризисной ситуации орган опеки сообщает обоим родителям в устной или письменной форме.

Вопросы, разрешаемые судом

Но при обращении в судебные инстанции, необходимо знать, что их компетенция ограничена.

Решение проблем педагогического характера к ним не относится, в суде можно разрешить вопросы о месте жительства ребенка, об установлении порядка исполнения родительских прав со стороны родителя, который проживает отдельно.