Каталог файлов

Составительская программа дополнительного образования

Для учащихся 4 – 8 -х классов

Срок реализации программы 3 года. Автор-составитель: Борзаков Д.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах — это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем неоправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное про­исшествие - это трагедия: ведь даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы, то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом ми­ре - в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными для человека в силу его не­дисциплинированности — как водителя, так и пешехода. Происше­ствие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, воспитатели недовоспитали, ГАИ-ГИБДД недоорганизовало, водитель не проявил достаточного профессио­нализма.

В сентябре 2007 года в атмосфере сотрудничества, сотворчества, содействия взрослого и детского коллективов ДО «СТИМ» в МОУ СОШ с.Тимофеевка стартовая учебно-познавательная и конкурсно-игровая программа «Дети — Дорога — Жизнь». Ей предшествовали разрозненные мероприятия: конкурс театрализованных представлений, пропагандирующий безопасность дорожного движения, конкурс «Безопасное колесо», акции «Внимание, дети», «Даёшь светофор». Были внедрены программы второго и третьего годов обучения, направленные на выявление и формирование осознан­но-образцового участника дорожного движения, ответственного водителя, будущего сотрудника ГАИ-ГИБДД «с чистыми руками, горячим сердцем, холодной головой».

В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поис­ком новых форм и методов обучения правилам дорожного движе­ния, на формирование грамотного участника и убежденного про­пагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребен­ку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направлен­ных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется са­моуправление поведением. Основные методы, используемые при реализации программы:

- в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

- в воспитании (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Образовательная программа «Дети - Дорога - Жизнь» относится

к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в реальной жизни, накопления

нравственного и практического опыта. Программа рассчитана

на детей 10-14 лет, срок реализации — 3 года. На 1 этапе носит -ознакомительно-практический характер, на 2 и 3 этапах — органи­зация работы творческого объединения старшеклассников в форме деловой игры.

Материалы 3-годичной программы тесно взаимосвязаны между собой. Основные формы деятельности объеди­нения юных инспекторов движения по данной программе: обуче­ние, профессионально-ориентированные игры, соревнования, практическая работа по проведению пропаганды и агитации. Заня­тия проводятся группами переменного состава из школьников раз в неделю по 1 часу.

В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую инфор­мацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Предусматриваются прак­тические работы, конкурсно-соревновательные мероприятия, само­стоятельная подготовка и проведение агитационно-пропагандист­ских мероприятий для школьников района, творческих проектов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки определены по годам обучения.

Основная цель программы: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения до­рожно-транспортных происшествий, подготовка убежденно-орга­низованных юных инспекторов движения к агитационной, пропа­гандистской, информационной деятельности безопасного дорож­ного движения, ориентация на выбор будущей профессии.

Задачи:

- Организация, координация, управление деятельностью го­родского детского объединения, отрядов ЮИД общеобразователь­ных учреждений.

- Изучение сложившейся системы пропаганды в области безопасного дорожного движения.

- Поиск новых агитационных форм агитации и пропаганды ПДД

- Сотрудничество со службами ГАИ-ГИБДД в практическое

деятельности.

- Профориентация на профессии водителя, работника авто­

транспортного предприятия, сотрудника ГИБДД и др.

- Организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности.

- Воспитание убежденного образцового участника дорожного

движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.

- Развитие значимых для данной деятельности личностных

качеств:

1) самостоятельности в принятии правильных решений;

2) убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

«ЮИД - надежный друг ГАИ-ГИБДД»

Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травма­тизма, пропаганда ПДД среди детей и подростков.

Задачи:

- обучить Правилам дорожного движения по программе «Дети -

Дорога — Жизнь»;

- сплотить детский коллектив через совместные творческие дела;

- создать условия для практического применения ПДД;

- освоить новые активные формы агитации и пропаганды ПДД;

- сформировать навыки самооценки, самоанализа своего пове­дения на улице и в транспорте;

- изучить влияние результативности агитационно-пропагандист­ской работы, проводимой в общеобразовательном учреждении;

- воспитать убежденных, образцовых участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге.

По итогам 1-го года освоения программы обучающиеся должны:

Знать:

- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;

- историю развития Правил дорожного движения;

- о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;

- серии дорожных знаков и их представителей;

- новые формы агитации и пропаганды ПДД.

Уметь:

- работать с Правилами дорожного движения, выделять нуж­ную информацию;

- читать информацию по дорожным знакам;