Общение в жизни ребенка дошкольного возраста

Для ребенка любого возраста, очень важно наличие возможности побыть наедине со своими мыслями. Ведь многочисленные жизненные впечатления требуют осознания и закрепления. Поэтому не тревожьте ребенка несрочным к нему обращением - лучше понаблюдайте за ним, за выражением его лица, взглядом, движениями. Попробуйте угадать его настроение, понять их причину, отметить про себя, насколько адекватно ситуации он проявляет эмоции. Такие наблюдения позволят родителям глубже и лучше понять своего ребенка, установить с ним доверительные отношения, а при необходимости обучить его адекватному проявлению эмоций. Ребенок, который в раннем возрасте нуждался, прежде всего, в физическом контакте, по мере взросления ищет уже совсем другие формы внимания к себе со стороны взрослых: он ищет сочувствие, улыбку, общение. В дошкольном возрасте, как правило, пытается прежде заговорить, задает многочисленные вопросы, которые содержанием до бесконечности идут от одного "Почему?" к другому "Почему?". Соответственно, по реакции родителей он начинает осознавать, что другие люди имеют мнения и предпочтения. которые отличаются от его суждений, имеют свои намерения, которые также не всегда совпадают с его собственными. Это понимание очень важно поддерживать в ребенке и тогда, когда она взрослеет, что позволит смягчить детский эгоизм, снять возможное напряжение отношений. Однако не стоит ждать быстрых результатов - обоюдное понимание, которое лежит в основе партнерства между родителями и детьми, не всегда складывается легко, просто и быстро. Ему очень вредит морализаторство, менторский тон. Поэтому нужно терпение и понимание того, что оно достигается значительно сложнее, если не уделять этому должного внимания или когда труд и домашние хлопоты крайне ограничивают общение с детьми. За этими домашними хлопотами можно потерять и ребенка.

Так же само его личность должна быть на первом месте. С годами такая доброжелательность и внимание ребенка будет возвращено вам. Вообще общение можно считать универсальным методом воспитания. Благодаря нему ребенок утверждается в жизни, влияет на кого-то и сам находится под влиянием других, получает информацию о содержании окружающей среды и защищает себя.

В психологии процесс общения делится на три основных вида:

-социально-ориентированное (направленное на общественное мнение, на то что принято и не принято; что скажут другие);

-предметно-ориентированное (на мир вещей, который окружает нас);

-личностно-ориентированное (на конкретных людей).

Каждый из этих видов предполагает познание человеком, в частности ребенком, окружающей среды, самого себя и своего места в социуме. Все они представлены в семейном общении, и не может даже стоять вопрос о том, какое из них важнее для становления ребенка как личности. Приоритеты определяются конкретными обстоятельствами, возрастом ребенка, его потребностями своевременного развития и индивидуальными особенностями. Общение может происходить как по инициативе родителей, так и по инициативе детей. Следовательно, успех процесса взаимодействия во многом зависит от последовательности его развития и осуществления перехода на другую стадию только при наличии определенных признаков контакта.

Такими условными этапами (стадиями) контактного взаимодействия можно считать:

• возникновение желания;

• поиск общих интересов;

• реализацию способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации через согласованное взаимодействие.

Обеспечивать общение можно на разных уровнях:

• вербальном (словесном);

• бессловесный;

• подсознательном.

Последний фактор обусловливает особое влияние не только того, о чем говорят, но и КАК говорят. Поэтому главным условием контакта между людьми, и особенно между родителями и детьми, есть искренность и честность, к которым дети особенно чувствительны. Наиболее распространенными средствами являются - голос (его тембр и сила), взгляд, лексика, интонация речи. Весьма важным моментом при общении является, наверное, взаимный эмоциональный контакт, полный впечатлений и удовольствия. Как показывает практика, родительское воспитание - это, прежде всего, кропотливая и тяжелая в полном смысле слова работа по налаживанию прочного и постоянного психологического контакта с ребенком. Основой такого непринужденного контакта всегда возникает искренняя заинтересованность родителей всеми делами ребенка, умение строить диалог, основанный на принципах партнерства, равноправия, взаимоуважения, признания, понимания и знания своего ребенка родителями. Взрослым важно помнить, что диалог нельзя превращать в монолог, то есть, чтобы вместо партнерского общения не сосредотачиваться только на себе или только на ребенке. В таких случаях контакт будет потерян. Учитывая это чрезвычайно важно, чтобы в процессе реализации отношений "Я - ТЫ" акцент ставился не на "Я" или на "ТЫ", а на их связь, которая объединяет два различных личностных мира. Проявление этого "Я - ТЫ" возможно при условии доверия воспитанника к воспитателю (ребенка к родителям), основанной на механизме эмпатии. Следовательно, момент единения - обязательный фактор достижения воспитательных целей. Все это справедливо и актуально и для семьи и семейного воспитания детей, которым необходимо чувствовать себя не только любимцами своих родных, но и нужными им, научиться способности других и быть готовыми всегда прийти им на помощь, в том числе и добрым словом.

К элементам общения между родителями и детьми, прежде всего, относятся: