инструкции

Председатель ПК МАДОУ «ДС № 5»

_________________В.Ф.Федорченко

_________________Т.В.Абрамович

«_____»______________20 г.

ПО ОХРАНЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ НА ПРОГУЛОЧНЫХ ПЛОЩАДКАХ, ВО ВРЕМЯ ИГР, ТРУДА НА ОГОРОДЕ И В ЦВЕТНИКЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА

1. Общие требования безопасности

Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1. Пройти предварительный или периодический медицинский осмотр, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режимы труда и отдыха, установленные для сотрудников и воспитанников МАДОУ «ДС № 5»г. (Далее по тексту ДОУ).

1.2. Получить инструктаж по охране труда и здоровья детей в летний период, изучить содержание настоящей инструкции и выполнять ее требования.

1.3. Знать содержание Инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, поражениях электрическим током, солнечным ударом, при термических ожогах до прибытия медицинского работника.

1.4. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей, берет на себя в необходимых случаях функции совместно с воспитателями, в том числе с лицами, временно их замещающими, по спасению воспитанников от возникающих угроз.

1.5. Обеспечить ежедневный прием детей от родителей лично воспитателем или другим сотрудником, принимающим детей в этот день, а также возвращение их из детского сада их родителям. При необходимости воспитатель должен знать всех лиц, кому родители поручают забрать ребенка, заранее договорившись и познакомившись с ними по представлению родителей.

1.6. Принимать меры по недопущению прохода на территорию детского сада неизвестных лиц без предъявления ими документа, удостоверяющего личность посетителя и его право на посещение детского сада.

1.7. Проводить экскурсии и прогулки за пределы детского сада после прохождения целевого инструктажа по охране жизни и здоровья детей и разрешения администрации.

1.8. Знать и изучать с детьми правила охраны жизни и здоровья в период пребывания в детском саду; правила пожарной безопасности, дорожного движения; правила поведения на улице, на игровых площадках и т. д. с целью предупреждения травм и других несчастных случаев.

1.9. Обеспечить требования безопасности при организации прогулок:

• проводить прогулки на территории детского сада с соблюдением установленного режима, их длительности не менее 4-4,5 ч и сменой видов деятельности воспитанников; прогулки проводить 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой; при температуре воздуха ниже -15 °С их продолжительность сокращается;

• прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет — при температуре воздуха ниже -20 °С и скорости ветра более 15 м/с; во время прогулки с детьми и перед их возвращением в помещение ДОУ необходимо проводить подвижные игры и физические упражнения с учетом сезона;

• для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр, трудовых движений необходимо чередовать виды деятельности от подвижной к малоподвижной (в зависимости от плана проведения прогулки).

Требования безопасности к оснащению территории детского сада:

• оборудование, расположенное на территории (малые игровые формы, физкультурные пособия и оборудование должно быть в исправном состоянии: без острых выступов углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов;

• игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным требованиям;

• на стенах павильонов, игровых конструкций не должно быть острых выступов гвоздей на уровне роста детей; запрещается устанавливать кирпичные бордюры острым углом вверх вокруг клумб и других участков территории сада;

• ограждения территории детского сада не должны иметь дыр, проемов во избежание проникновения бродячих собак и для предупреждения случаев самовольного ухода детей; ворота детского сада, входные двери в здание, двери групповых и других помещений должны быть закрыты и оборудованы запорами на высоте, не доступной детям.

1.11. Требования безопасности при использовании инвентаря и игрового оборудования:

• детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, быть гигиеничным и позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей (игрушки двигательные, настольные, строительные и т. д.).

• во время обучения трудовым навыкам детям до 6-7 лет разрешается переносить груз не более 2 кг; лейку, воду в ведрах до 2-2,5 кг и работать не более 10 мин;

• размеры оборудования и инвентаря для игр и физкультурных занятий на участках должны соответствовать требованиям СанПиН;

1.12. Воспитатель, допустивший невыполнение или нарушение Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, привлекается к дисциплинарной ответственности, с ним проводятся внеплановый инструктаж и проверка знаний по охране жизни и здоровья воспитанников.

2. Требования безопасности перед началом прогулки, труда на огороде, в цветнике

Перед началом работы педагог обязан:

2.1. Ежедневно осматривать территорию детского сада, где будут находиться дети, не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сухостойных деревьев, сломанных кустарников, необструганных досок, торчащих из досок и земли гвоздей, металлических предметов, кирпичей и пней, битого стекла, ям и открытых люков колодцев, а на изгороди — проволоки и других опасных предметов.

Проводить очистку территории от камней, осколков стекла, кусков металла, палок, досок и т. д. следует с помощью граблей, метелок, лопаток, совков. Не собирать мусор незащищенными руками во избежание травмы или инфицирования.

2.2. Проверять исправность игрушек и надежность крепления физкультурно-игрового оборудования. Приводить их в надлежащее состояние в соответствии с санитарными нормами.

2.3. Осуществлять утром и вечером с участием воспитателя в обязательном порядке предварительную визуальную проверку мест проведения занятий, игр, труда и других видов деятельности с воспитанниками на предмет наличия взрывоопасных, отравляющих и других опасных предметов.

2.4. Принимать меры:

• по устранению на участке перед началом прогулки в весенне-осенний период стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников; вырубке сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

• очищению перед началом прогулки в зимний период от снега и сосулек крыш всех построек, а дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком.

• еженедельной очистке участка детского сада и прилежащей территории от сорных злаков, трав, растений аллергической направленности (амброзия) с целью профилактики укуса клещами и другими насекомыми; от ядовитых грибов, ягод и растений с использованием перчаток и необходимого уборочного инвентаря — перед началом прогулки в летний период;

• изучению работниками детского сада видов ядовитых грибов, ягод, трав, растущих на его территории;

Необходимо строго следить, чтобы дети не ели и не брали в рот незнакомые растения, ягоды, грибы, траву, а также дикорастущие плоды садовых деревьев и кустарников.

· знакомить, показывать на картинках, иллюстрациях,

· учить детей узнавать и отличать несъедобные плоды и ягоды от съедобных,

· рассказывать о правилах безопасного поведения и личной гигиены: объяснять детям, что съедобные плоды едят только в мытом виде, а произрастающие в черте поселения употреблять в пищу запрещено разъяснению детям опасности отравления ими.

2.5. Согласовать с фельдшером возможность выхода детей на прогулку, для работы на участке в зависимости от погодных условий, температуры воздуха при наличии у воспитанников соответствующей одежды, обуви и др.

2.6. Напоминать воспитателю и детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и при входе в помещение ДОУ: не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й и 3-й этажи держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути, и др.

2.7. Заботиться о наличии у воспитанников запасных предметов одежды на случай непогоды, которые для этого заранее приносят родители.

2.8. Проверять в жаркие летние дни наличие у воспитанников светлых головных уборов: косынок, панам, а также состояние инвентаря для трудовой деятельности на предмет его травмоопасности.

3. Требования безопасности во время работы на огороде, в цветнике и организации прогулок

Во время работы педагог обязан:

3.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на огороде, в цветнике, во время проведения прогулок, исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием необходимого занимательного игрового и коррекционно-развивающего оборудования и материала.

3.2. Организовать работу по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников, соблюдению правил дорожного движения и пожарной безопасности, исключению случаев детского травматизма.

3.3. Не допускать организации прогулки, труда на одном игровом участке (огороде, цветнике) одновременно 2 групп воспитанников, а также оставления их во время прогулок, экскурсии, труда без наблюдения воспитателя.

3.4. Обеспечить совместно с воспитателем контроль по соблюдению мер безопасности при выходе воспитанников из помещения и спуске с крыльца. Во время прогулки организовать интересные и полезные занятия, которые позволят предупредить несчастные случаи, будут содействовать психологическому благополучию и полноценному воспитанию каждого ребенка.

3.5. Уметь грамотно и доходчиво объяснить детям правила и приемы безопасной работы с инвентарем. При коллективной работе возможно объединять детей только тогда, когда каждый ребенок овладеет необходимыми навыками. (В подгруппе не более 4-5 человек при работе с лопатой, расчистке снега, труде в огороде, с метлой и др. расстояние между детьми должно быть не менее 1 м.)

3.6. Отслеживать соблюдение продолжительности трудового процесса детей, особенно при выполнении однообразной работы (прополка, уборка снега, листьев и т. д.), которое не должно превышать 30 мин, а через 7-10 мин следует делать перерыв или менять вид деятельности.

3.7. Обеспечить организацию труда детей, требующего значительного напряжения (перекопка земли, перенос песка, полив цветника, расчистка снега и т. д.), таким образом, чтобы они не переутомлялись, не перегревались, не переохлаждались. В случае учащенного дыхания, выделения пота, покраснения кожи воспитатель должен переключить ребенка на более спокойную деятельность.

3.8. Обеспечить совместно с воспитателем безопасность детей во время экскурсий, знакомящих их с трудом взрослых, при наблюдении за работой механизмов, машин и другого оборудования. Детей должны сопровождать не менее двух взрослых.

3.9. Отслеживать совместно с воспитателем выполнение воспитанниками требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, бросать друг в друга песком, землей и т. д.).

3.10. Следить, чтобы воспитанники не трогали руками опасных и ядовитых животных, колючих растений, а также не пробовали на вкус каких-либо растений, грибов, плодов во избежание отравлений и желудочно-кишечных заболеваний.

3.11. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку воспитателем во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, а также следить за правильной расстановкой игрового оборудования и организацией игр: не играть рядом с качелями и каруселями и т. д.

3.12. Следить за правильной позой ребят в процессе работы, чтобы они не размахивали инструментами во избежание травм, ушибов.

3.13. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям, перилам, деревьям, заборам; сжигания на территории детского сада мусора, опавших листьев и т. д. во избежание ожогов, пожаров; питья сырой воды; употребления в пищу немытых корнеплодов, ягод, фруктов.

3.14. Обеспечить требования безопасности во время прогулки, труда на огороде, в цветнике в весенний и осенний периоды:

• контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время катания на самокате, велосипеде и пр.;

• возврат детей в помещение детского сада при усилении ветра, наличия дождя, не допуская намокания детской одежды и обуви.

3.15. Обеспечить требования безопасности во время прогулки зимой:

• контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам и катания на санках, строго соблюдая установленную очередность и правильность посадки на санках лицом к скату;

• возврат детей в помещение детского сада при усилении мороза и ветра; отслеживание попыток детей брать в рот грязный снег, сосульки.

3.16. Обеспечить требования безопасности во время прогулки летом:

• максимальное пребывание детей на открытом воздухе для достижения оздоровительного эффекта определяется в соответствии с их возрастом и режимом дня;

• осуществлять контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время катания на самокате, велосипеде;

• прием солнечных ванн воспитанниками допускается только под наблюдением старшей медицинской сестры, соблюдая чередование пребывания детей на воздухе под прямыми лучами солнца с играми в тени;

• хождение воспитанниками босиком по траве, асфальту, песку на участке не разрешается; проведение игр с песком в песочнице допускаются при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком;

• организацию прогулок, работу на огороде и в цветнике в жаркие дни проводить только в утренние часы до завтрака и в часы вечерней прогулки;

• соблюдать питьевой режим, используя для этого кипяченую воду;

• следить, чтобы дети не собирали и не ели ядовитых грибов, ягод, растений; не контактировали с растениями, провоцирующими аллергические реакции.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

В чрезвычайных ситуациях педагог обязан:

4.1. При возникновении пожара, урагана и других чрезвычайных ситуаций немедленно сообщить об этом руководителю детского сада, работникам и организовать эвакуацию воспитанников в безопасное место, соблюдая установленный порядок и маршрут их движения. Все сотрудники, в т. ч. временно заменяющие в группе воспитателя, берут на себя функции по спасению детей, ценных документов, а также участвуют в тушении очага загорания с использованием первичных средств пожаротушения.

4.2. При получении воспитанником травмы необходимо оказать ему первую медицинскую помощь, погасить горящую одежду, убрать травмирующий предмет или устранить воздействие на пострадавшего других вредных и опасных для жизни и здоровья факторов.

4.3. Выполнить мероприятия по спасению пострадавшего с соблюдением установленного порядка: остановить кровотечение, восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, поддерживая жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника.

4.4. Немедленно сообщить об этом директору, в его отсутствие заместителю директора, старшему воспитателю, родителям (законным представителям) воспитанника, при необходимости вызвать специализированную помощь.

4.5. В случаях самовольного ухода воспитанника педагог или воспитатель должен немедленно поставить в известность администрацию детского сада, родителей (законных представителей), ближайшее отделение милиции. Немедленно организовать поиск воспитанника, назвать приметы: внешний вид, возраст, описать одежду.

5. Требования безопасности по окончании прогулки, труда на огороде и в цветнике

По окончании работы педагог обязан:

5.1. Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1 -я подгруппа проходит и раздевается под присмотром младшего воспитателя, 2-я — под присмотром воспитателя).

5.2. Организовать очистку верхней одежды и обуви воспитанников от снега, грязи и песка.

5.3. Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду и белье.

5.4. Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом (в теплый период года — мытье ног, принятие душа).

5.5. Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или снега в зимнее время.

5.6. Очистить от земли, песка, снега выносной материал, игрушки и орудия труда, вымыть и убрать их в специально отведенное место.