Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка в жизни ребёнка

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.

Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Сказка любима не только детьми, н6о и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймёшь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребёнка неоценима. Строятся эти сказки по определённому ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А.Ильин и Е.Н.Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

Сказка, восприятие  сказки неразрывно связана с музыкой. Музыка обладает эмоциональным воздействием  огромной силы на образное восприятие ребенка. Сначала это русский фольклор, близкий и доступный детскому пониманию,  потом детская классика, а затем камерное, инструментальное и симфоническое творчество крупнейших русских композиторов.

Особенно важна роль классической музыки для совершенствования духовно- нравственной сферы ребенка. Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. А в сочетании со сказкой это воздействие усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство  с новым миром музыкальных образов, с новыми формами  и жанрами музыкальной классики.

К сожалению, в наше время сказка, как и другие ценности традиционной  культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно- поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, особенно диснеевские, предлагают свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Поэтому особенно важно знакомить ребенка со сказкой, вводить в мир сказки совместно с родителями. Ведь что такое сказка? Это что-то очень личное, духовное интимное, душевное, близкое. Близкое близкие люди, семья… Как же заинтересовать родителей, что можно им посоветовать, показать, объяснить. Знакомство со сказкой должно проходить по схеме: дети- родители- детский сад.