Семинар «Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста»

Как старший воспитатель, я выступала на данном семинаре по теме: «Методическое обеспечение программного материала по охране жизни и здоровья детей. Контроль за реализацией программы».

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия» (по определению Всемирной Организации Здравоохранения)

Укрепление здоровья подрастающего поколения - не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая задача. Очевидно, что в первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья.

Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, коллектив МБДОУ «Берёзка» уделяет большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Так, переосмысление педагогами форм и методов работы с детьми в сфере здоровьесбережения способствовало разработке программы «Здоровье».

Целью данной программы стала систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в МБДОУ с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для сохранения здоровья воспитанников, снижения заболеваемости.

В связи с этим я выделила три группы задач:

оздоровительная - подразумевает решение вопросов развития и укрепления костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений, а также закаливание;

образовательная -формирование у детей навыков гигиены, выполнения основных движений, представлений о режиме, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; освоение знаний о своём организме, здоровье;

воспитательная - формирование нравственно-физических навыков; выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно-гигиенических навыков.

Мною разработана модель методического сопровождения деятельности педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в МБДОУ, состоящая из пяти этапов (приложение 3).

На первом - аналитико-диагностическом этапе были выявлены проблемы в профессиональной деятельности, сформулированы варианты совместных действий.

В рамках мотивационно-целевого этапа были определены цели и задачи методического сопровождения, сформированы формы и методы воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ, составлены планы самообразования педагогов.

Проблема сохранения здоровья занимает важное место в системе социальных ценностей общества, являясь также одним из главных направлений в работе МДОУ «Берёзка».

Работа по сохранению и укреплению здоровья в МБДОУ «Берёзка» строится на основе системного подхода и ведётся в следующих направлениях:

специальная подготовка педагогов,

формирование здоровьесберегающего пространства,

взаимодействие педагогов с родителями,

совместная деятельность педагогов, родителей и детей. (слайды)

Для повышения уровня знаний педагогов о здоровье и его сохранении в методическом кабинете создана подборка методической литературы - книги, периодические издания, публикации. (слайды)

Также в помощь педагогам разработаны памятки по темам:

«Организация подвижных игр»,

«Организация и проведение физкультурного занятия»,

«Организация и проведение спортивного праздника». (слайды)

Работа с педагогическим коллективом проводится посредством изучения специальной литературы, взаимных просмотров открытых занятий, проведения семинаров, педсоветов. (слайды)

В МБДОУ «Берёзка» в ходе реализации Программы сохранения и укрепления здоровья детей большое внимание уделяется формированию здоровьесберегающего пространства. Прежде всего созданы безопасные условия в группах, на участках и других местах пребывания детей, размер мебели подбирается с учётом возраста детей.

Учитывая, что важным условием полноценного физического развития детей дошкольного возраста является формирование соответствующей предметно-развивающей среды, во всех группах ДОУ созданы физкультурные уголки. (слайды). С целью побуждения воспитателей к творческой деятельности по их оснащению, создания условий для проявления физической активности дошкольников в группах, в детском саду был организован смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок, приуроченный к педсовету на тему: «Будь здоров, малыш! ».

Так, педагогами было изготовлено специализированное оборудование из различного подручного материала: крышек, пластиковых бутылок, баночек, верёвок и др. (слайды)

Оно используется в играх, на прогулке для развития психофизических качеств, глазомера, равновесия, дыхания, мелкой моторики мышц и др.

Триаду здоровья составляют :

рациональный режим,

закаливание,

движение (слайд)

Одной из составляющих сохранения здоровья детей является рациональный режим дня, который меняется в соответствии с сезоном (слайды - тёплое время года, холодное время года) .

В целях укрепления здоровья детей реализуется комплекс закаливающих мероприятий. Закаливание воздухом проводим при помощи воздушных процедур:

гимнастика в постели после дневного сна,

гимнастика у кровати босиком на массажных ковриках,

световоздушные ванны и босохождение во время прогулок в тёплое время года (слайды) .

Закаливание водой проводится посредством :

умывания прохладной водой,

обливания ног,

полоскания горла (слайды)

Также применяется рефлексотерапия - хождение по «дорожкам здоровья» (слайд) .

В МБДОУ «Берёзка» организован оптимальный двигательный режим. Кроме традиционной двигательной деятельности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, проведение подвижных игр, музыкально-ритмические занятия, самостоятельная двигательная деятельность, мы включаем в воспитательно-образовательный процесс оздоровительный бег (слайд, проведение дней здоровья, физкультурно-спортивные праздники (слайды, хореография - кружковая работа (слайд) .

Педагогами проводятся занятия познавательного цикла, способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности. Проводятся мероприятия по формированию у детей навыков безопасного поведения (занятия, познавательные досуги) .

К числу направлений работы педагогов МБДОУ относится подготовка, организация и проведение спортивных праздников и развлечений для детей (слайд - план развлечений). Это наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер дошкольников, позволяющий развить у них разнообразные качества.

Праздничные мероприятия облегчают восприятие проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой - углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.

Особое внимание уделяется подготовке к оздоровительной работе в летний период. Она включает в себя не только проведение инструктажей, общего собрания, методическое обеспечение, но и организацию в мае смотра-конкурса среди педагогов групп на лучшую подготовку к летней оздоровительной работе.

Контроль за ходом реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья состоит из тематических и оперативных проверок, взаимопроверок, смотров-конкурсов.

Накопленный опыт позволил выстроить систему создания здоровьесберегающей среды в МБДОУ. Прослеживается динамика темпов улучшения физических качеств детей. Педагогами разработаны материалы по обучению дошкольников и родителей оздоровительно-развивающим технологиям.

Таким образом, организованная методическая поддержка способствует тому, что воспитатели становятся более компетентными в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников, являются активными участниками методических объединений, занимаются самообразованием, интересуются новинками методической литературы.

Важно подчеркнуть, что основные цели данной работы с педагогами - снижение заболеваемости, охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ЗОЖ, подготовка к школе и дальнейшей жизни. Учитывая, что снизилась заболеваемость воспитанников, дети стали более выносливыми, активными в познавательном процессе, можно сделать вывод об эффективности и результативности проводимой в ДОУ работы по охране и укреплению здоровья детей.