Здоровый образ жизни для детей

Условия, в которых живет и развивается ребенок, важны для правильного формирования его здоровья и полезных жизненных навыков. С возрастом потребности и возможности ребенка изменяются, вместе с этим должны изменяется и условия, и методы их выполнения. Поговорим о здоровом образе жизни для детей.

Фото: depositphotos.com.

Условия воспитания здорового ребенка

Здоровый образ жизни ребенка подразумевает:

  • правильный, продуманный режим дня;
  • полноценное, рациональное питание;
  • разностороннее и целенаправленное развитие физических данных, закаливание;
  • предоставление условий для гармоничного нервно-психического развития;
  • соблюдение правил личной гигиены.

Для родителей важно систематизировать запас знаний, необходимых для воспитания здорового малыша, проявить терпение при осуществлении многолетнего процесса. Кроме того, люди из ближайшего окружения ребенка должны личным примером способствовать выработке правильного отношения к здоровью и его сохранению.

Детский распорядок дня

Режим дня для ребенка должен представлять собой досконально продуманный и оптимизированный родителями алгоритм действий, который неукоснительно соблюдается. Он определяет стиль и ритм жизни не только самого ребенка, но и всей его семьи. Такой подход создает предпосылки для максимальной работоспособности, а также сопротивляемости организма.

При составлении распорядка дня для детей надлежит помнить, что

  • он должен вобрать в себя все виды предполагаемой деятельности (игры, учебу, отдых);
  • урегулировать их в соответствии с суточным ритмом и возможностями ребенка;
  • длительность активных фаз должна быть посильной, не вызывать переутомление;
  • их нужно чередовать с отдыхом, обеспечивая полное физическое и эмоциональное восстановление.

Одним из важнейших принципов формирования здорового образа жизни ребенка является ежедневное следование режиму дня . Недопустимы частые изменения, а переход к новому распорядку должен осуществляться плавно и постепенно.

Рациональный режим дня для детей состоит из шести основных компонентов:

  • прием пищи, гигиенические процедуры;
  • учебная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • отдых;
  • сон.

Продолжительность каждого этапа зависит от личных и возрастных особенностей детского организма. Так, для новорожденного физиологическая потребность сна составляет 16-17 часов. Дневная фаза в этом возрасте довольно продолжительна, однако к 6-7 годам она постепенно сокращается. Продолжительность ночного сна также уменьшается, к 17-18 годам приближаясь к взрослой норме (8-9 часов).

Рациональное питание детей

В детском возрасте начинает формироваться устойчивый пищевой стереотип. Рациональное питание – одни из основных внешних факторов, влияющих на гармоничное развитие ребенка: его жизнедеятельность, рост, состояние психо-физического здоровья. Для того чтобы выработать в сознании ребенка представление о здоровом образе жизни и здоровом питании, создать внутреннюю мотивацию, направленную на сохранение своего собственного здоровья, родителям надлежит личным примером воздействовать на его сознание.

В ежедневном рационе семьи должны фигурировать исключительно натуральные продукты. Необходимо отказаться от еды с химическими добавками, которые подрывают здоровье детей. Пища ребенка должна быть сбалансированной, то есть полностью соответствовать потребностям и энергозатратам организма. Особый подход нужен к детям, которые плохо едят .

Необходимость в сравнительно большом количестве энергии у детей объясняется тем, что

  • процесс обмена веществ у них протекает достаточно бурно;
  • все органы и системы находятся в стадии роста, развития, формирования;
  • ребенку присуща большая подвижность.

На протяжении всего периода взросления происходит созревание, совершенствование центральной нервной системы, формирование и эволюция высшей нервной деятельности, интеллекта, эмоций. При этом ребенок очень чувствителен к любым отклонениям в рационе питания, которые влекут за собой нарушение обмена веществ и связанные с этим болезни: сахарный диабет, ожирение. атеросклероз и др.

Физическое воспитание и закаливание ребенка

В первые годы жизни дети учатся управлять своим телом. Они непрерывно двигаются и, тем самым познают мир, а значит, развиваются. Физическая активность – естественная потребность ребенка, особенно дошкольника. В этом возрасте главная задача родителей, стремящихся приучить ребенка к здоровому образу жизни, – совершенствовать его двигательные умения, а по мере его взросления, изменять характер, интенсивность, цель активных физических нагрузок .

Наряду с ежедневной зарядкой и занятий спортом, детям полезно закаливаться с первых дней жизни. Делать это требуется с учетом их возрастных особенностей. Эффект от воздушных или водных процедур достижим только при неукоснительном соблюдении основных правил:

  • индивидуальный подход;
  • поэтапность, планомерность;
  • положительный настрой ребенка.

Следует помнить, что если малыш часто бывает возбужден, активен, то ему показаны успокоительные процедуры, а меланхоличному ребенку помогут взбодриться тонизирующие холодные обливания.

Грамотное физическое воспитание, закаливание. начатые с раннего возраста, вырабатывают у ребенка потребность в регулярных нагрузках, любовь к спорту, привычку к здоровому образу жизни. Однако эта цель достижима только в том случае, когда девиз «Папа, мама, я – дружная семья» является основным.

Условия для правильного нервно-психического развития ребенка

Процесс формирования и развития нервной системы ребенка определяется генетической программой и накопленным опытом, обучением. Наследственность предопределяет основные функции мозга, координирующие работу внутренних органов. Дальнейшее нервно-психическое развитие происходит под влиянием внешних факторов и обучения, которые обеспечиваются в первую очередь ближайшим окружением, семьей.

Для первых лет жизни ребенка характерна огромная зависимость от родителей, повышенная восприимчивость к экологическим и метеовоздействиям, стремительный взаимосвязанный процесс физического и нервно-психического развития. По мере прогрессирования речи и двигательных навыков, дети начинают ощущать потребность в социуме, стремятся к самостоятельности, самоидентификации. Подросток приобретает способность осознавать собственное «Я» и тот статус, который он имеет в жизни. Итоговая фаза нервно-психического развития характеризуется завершением формирования интеллекта, вегетативной нервной системы, психической сферы.

На всех этапах становления первостепенной задачей родителей является обеспечение условий для положительных эмоциональных переживаний, а также организация максимально комфортного климата в ближайшем окружении ребенка.

Правила личной гигиены

В процессе ежедневного общения с детьми в семье нужно воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которые выполняют важную функцию в профилактике ряда инфекционных заболеваний. Родители должны стремиться к тому, чтобы соблюдение правил санитарии стало естественной потребностью. Для этого необходимо, чтобы они сами уделяли внимание тем гигиеническим требованиям, которые предъявляют ребенку.

Самых маленьких нужно приучать к выполнению элементарных правил:

  • мыть руки перед едой, после прогулки, посещения туалета, по мере загрязнения;
  • чистить зубы 2 раза в день;
  • расчесывать волосы.

Родители должны привить своему ребенку привычку принимать душ, подмываться перед сном, следить за чистотой одежды и обуви. На первом этапе гигиенические процедуры должны носить игровой характер с постепенным усложнением. Детям нужно в доступной, интересной форме рассказывать о пользе и правилах личной гигиены, ее значении в охране здоровья.

Для успешного усвоения санитарных норм рекомендуется использовать различные педагогические приемы с учетом возраста ребенка:

  • прямое обучение;
  • демонстрацию;
  • тематические игры;
  • систематическое напоминание;
  • постепенное повышение требований к осуществлению.

Здоровый образ жизни для детей не становится нормой сам собой. Он является результатом сформированного с раннего детства нравственного и ответственного отношения ребенка к своему здоровью. Такая жизненная позиция возникает в процессе совместной деятельности с родителями, которые должны не просто пассивно направлять детей на пути сохранения и укрепления здоровья, а вести их за собой личным примером.