ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ

Человек, пребывая в состоянии бодрствования, активно относится к предметам и явлениям окружающей действительности, к собственным переживаниям: что-то воспринимает, запоминает, припоминает, о чем-то думает. В таких случаях он сосредоточивает свое сознание на том, что воспринимает, запоминает, переживает, то есть в это время он к чему-то внимателен.

Следовательно, внимание — особая форма психической активности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для человека предметах, явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях.

Важной закономерностью внимания является его избирательность, которая проявляется в том, что человек, сосредоточиваясь на чем-то одном, не замечает другого. Внимательно вслушиваясь или всматриваясь во что-то, он не слышит, что его зовут, не замечает препятствий на пути.

Избирательность внимания объясняется более выраженным тормозным действием значимых для человека предметов и переживаний, нежели менее значимых. При таком состоянии предметы внимания ярче отображаются в сознании.

Внимание необходимо во всех видах сенсорной, интеллектуальной и двигательной деятельности.

Внимание вызывают не только внешние влияния. Человек способен произвольно направлять его на те или иные предметы. Эту способность называют "внимательностью". Она представляет собой характерологическое свойство, благодаря которому человек владеет своим вниманием, и потому своевременно и активно сосредоточивается, руководит вниманием.

Недостаточное развитие внимательности проявляется в рассеянности и отвлекаемости, невозможности без внешней стимуляции направлять и удерживать свое внимание на процессе деятельности.

Суть внимания, его природу психологи объясняют по-разному.

Сторонники волюнтаристской теории объясняют его проявление исключительно благодаря воле, хотя непроизвольное внимание нельзя объяснить волевой деятельностью; приверженцы других теорий считают, что в проявлениях внимания ведущую роль играют чувства, хотя внимание существует вопреки чувствам; искали объяснение внимания также ив изменении содержания самих представлений, не учитывая направленности личности.

В действительности внимание обусловлено взаимоотношениями между направленностью деятельности, в которую включен человек, и направленностью его психических процессов. Внимание появляется там, где направление деятельности удерживает мысль, замысел.

Следовательно, внимание выражает специфическую особенность процессов, направленность которых регулируется деятельностью. Поскольку во внимании проявляется отношение человека к предмету, на который направлено сознание, то значение предмета, явления играет большую роль при сосредоточении на них внимания.

Именно этим объясняется то, что человек, сосредоточиваясь на предмете, не обращает внимание даже на сильные влияния, которые не имеют отношения к тому, чем он занимается, или не имеют для человека значения.

Все, что человек переживает как значимое для него, становится предметом его внимания.

Природа внимания в психологии рассматривалась представителями разных психологических направлений и школ в зависимости от их взглядов на психику вообще. Представители английской ассоциативной психологии не включали понятие "внимание" в систему психологии. Сосредоточенность они толковали как ассоциацию представлений.

Представители интроспективной психологии (Гербарт, В. Вундг, Э. Титченер) во внимании усматривали только субъективную, внутреннюю сторону. Внимание, на их взгляд, — это состояние сознания, которое характеризуется ясностью, четкостью, интенсивностью имеющегося в нем содержания или процессов. В. Вундт, например, исходя из такого понимания, отстаивал апперцептивно-волюнтаристскую теорию внимания.

Внимание — это фиксированная точка сознания, ясное его поле, обусловленное переходом содержания сознания из зоны перцепции в зону апперцепции, которая, по мнению В. Вундта, представляет собой особую психологическую активность, которая и является проявлением неизвестной нам внутренней силы.

Американский психолог Э. Титченер понимал внимание как сенсорное качество, которое определяет особое состояние ощущения в сознании. Более яркое ощущение господствует над другими и приобретает самостоятельность, выделяется среди них, подчиняет себе менее яркие ощущения. Он считал, что яркость ощущений обусловлена склонностями, но не раскрывал, что представляют собой эти склонности.

Представитель физиологического направления в психологии Т. Циген объяснял внимание не субъективными состояниями, а борьбой ощущений и неосознаваемых представлений за обладание фиксированной точкой сознания. Представление, которое побеждает, становится осознанным, доминирующим в сознании.

Следовательно, внимание — это состояние осознания представлений. Изменение представлений — переход внимания от одного представления к другому. Акт сосредоточения возникает в результате ассоциативных импульсов ощущений, которые зависят от интенсивности, ясности, силы сопроводительного, эмоционального тона.

Французский психолог Т. Рибо, вслед за И.М. Сеченовым, считал, что внимания без его физического выражения не бывает. В связи с этим он выдвинул теорию двигательного внимания. Внимание, утверждал он, это не духовный акт, который действует таинственно, его механизм — двигательный, то есть он действует на мышцы в форме задержки. По мнению Рибо, человек, который не умеет руководить мышцами, неспособен к сосредоточению внимания.

Представители бихевиоризма рассматривают внимание лишь как ориентацию поведения, как установку организма по отношению к внешним стимулам.

Приведенные данные свидетельствуют о сложности проблемы внимания и особенностей его выявления в деятельности.