Общая характеристика речи

Самым значительным отличием человека от животного мира, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие и развитость особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством стандартизированной знаковой системы - языка.

Хотя у млекопитающих и птиц есть зачатки речи - они умеют передавать друг другу звуковые и визуальные сигналы, - тем не менее такая "речь" имеет исключительно или почти исключительно врожденный характер. Такого рода сигналы определены генетически. Лишь под влиянием человека животные и птицы могут обучиться вымышленным, условным сигналам, то есть некоторому примитивному языку. Многие домашние животные (кошки и собаки) понимают некоторые человеческие слова, особенно значимые для них (например "кушать"). Некоторые попугаи могут произносить заученные фразы не хаотично, а осмысленно (например "Кеша хочет гулять"). Наконец, имеются успешные эксперименты по приучению шимпанзе к языку глухонемых, было показано, что обезьяны могут составлять такие простые фразы как "Я хочу банан".

Человеческая речь очень сложна. С помощью нее мы можем:

- решать множество инструментальных задач (попросить о помощи, предложить помощь, передать информацию, предупредить, спросить и т.п.),

- заниматься словотворчеством (если какой-то объект или явление не имеют еще своего слова, то дать его),

- давать определение понятиям,

- высказывать суждения (связывать понятия между собой),

- размышлять об абстрактных понятиях (например об истине, политике или постмодернизме),

- учиться и учить,

- размышлять и заниматься самовнушением,

- заниматься творчеством.

Речь невозможна без языка. Чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. Очень важно грамотно разделять понятия "язык" и "речь". Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков (и иных сигналов), имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

Одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет. Любой человек может придумать новое слово или какой-то речевой оборот. Каждый человек при этом участвует в развитии языка: используя те или иные слова, мы "голосуем" за них, за их нужность для языка, а не используя какие-то слова, мы тем самым "голосуем" за ненужность этих слов.

Каждый язык это достаточно сложное образование. Он имеет:

- определенный звуковой (фонетический) состав (физические особенности звуков данного языка),

- определенную систему значащих слов (лексический состав языка),

- определенную систему различных форм слов и словосочетаний (грамматика языка).

Основное предназначение языка - обеспечение закрепления за каждым словом определенного значения. При этом, что характерно, любое значение слова сопровождается всегда некоторой абстракцией, обобщением. В природе нет никаких двух совершенно одинаковых предметов. Тем не менее, когда мы произносим слово "камень", то имеем в виду не один конкретный камень, а все множество их. Если говорим слово "враг", то имеем в виду всех возможных врагов, при этом - не только нас лично, но и любого врага по отношению к любому существу.

Значение слов очень сильно зависит от контекста. Иногда "камень" значит не только все камни на свете, но и какой-то конкретный камень, близкий нам. То же - со словом "враг". Если мы говорим слово "машина", то это слово объединяет целую систему предметов, например автомашины всех разновидностей и любых моделей или какие-либо механические устройства, выполняющие определенные операции. В то же время данное слово может обозначать и конкретный предмет, причем мы отчетливо осознаем, о каком предмете идет речь, что обеспечивает возможность общения между людьми. Если кто-то говорит: "Что это за машина?", то собеседник понимает, что вопрос касается конкретного автомобиля. При этом он также понимает или догадывается, что именно интересует: марка, тип, принадлежность или еще что-то.

Язык, как уже говорилось, это стандартизированная знаковая система. Речь это процесс, это слово употребляется в двух смыслах:

- как самостоятельный психический процесс,

- как процесс общения посредством языка.

Речевое сообщение обычно состоит из цепочки слов. Очевидно, что как минимум для этого надо:

- подобрать слова,

- конкретизировать подобранные слова,

- составить законченные фразы.

Никакое речевое сообщение не возможно без решения этих частных задач. Другое дело, что обычно в процессе общения человек слабо рефлексирует такие вопросы, как: "Как я подбираю слова?", "Как я сужаю значение понятий?", "Как я составляю фразы?" Во время общения мы обычно сосредотачиваем свое внимание на общих вопросах: "Что я могу еще сказать?", "Как себя чувствует собеседник?", "Не пора ли прекратить разговаривать?", "Может, мне немного сменить тон?" Также мы очень редко обращаем свое внимание на работу речедвигательного аппарата. Многие люди вообще не знают, что такое голосовые связки и резонанс. Поэтому работа нашей речи во многом строится по образцу построения обычных движений (локомоций, предметных действий). Во время ходьбы мы также не обращаем внимания на работу отдельных мышц, согласование усилий, построение траекторий - сознание занято лишь решением общих вопросов движения.

Конкретизация значений слов достигается тем, что слова окружаются другими словами, а также ситуативным контекстом. Если мы просто произнесем вслух слово "машина", то слушателю может показаться, что нас интересуют вообще все машины на свете: и автомобили, и разного рода автоматы. Если мы скажем "эта машина", то слушатель поймет, что нас интересует или та машина, которая стоит рядом, или та, про которую только что разговаривали.

Кроме смыслового содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы. Во многом эта сторона речи более древняя, чем смысловая, потому что сначала наши предки освоили именно эмоциональную речь.

Помимо смысловой и эмоциональной стороны, в речи часто выделяют и психологическую сторону. Дело в том, что далеко не все говорится словами и интонациями. Существуют еще намеки и подтекст. С помощью намеков и подтекста можно сказать то, что нельзя сказать словами (то есть заменить смысловую сторону), и выразить то, что нельзя выразить интонациями (заменить эмоционально-выразительную сторону). Психологическая сторона речи часто используется для манипуляций. Сконцентрировав внимание собеседника на смысловой или эмоциональной стороне, можно с помощью психологической внушить нужную мысль. Другой вариант: сконцентрировать внимание собеседника на - как раз - психологической стороне, делать ему явные намеки, взаимными намеками прийти к соглашению, а потом отказаться от своих обязательств, сославшись на то, что в смысловой стороне ничего не было оговорено.

В современной антропологии существует предположение, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Со временем главным средством труда и общения у человека стала рука. При этом господство руки в качестве средства общения сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты.

Подтверждением того, что когда-то именно рука была средством общения, является то, что современный человек весьма охотно жестикулирует при общении; при этом, в большинстве случаев, людей специально не учат жестикулировать. У многих людей, если наблюдать за их спонтанной жестикуляцией, можно выявить довольно развитую "скрытую речь". Иногда даже по этой "скрытой речи" можно судить об истинных суждениях и намерениях говорящего. То, что глухонемые дети довольно быстро осваивают язык глухонемых, тоже серьезный аргумент в пользу этой теории.

Появление звуковой речи, по оценкам антропологов, произошло более ста тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с жестами звуков голоса.

Очевидно, что в пору, когда активно использовался для общения язык жестов, наши предки не были немыми и беззвучными. Развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения потребности в сложном общении с помощью звуков. У звукового общения есть два больших плюса по сравнению с жестовым:

- оно возможно на довольно большом расстоянии,

- оно возможно в условиях ограниченной видимости (например в темноте).

В процессе общения наших далеких предков жесты рук сопровождались определенными нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались и становились все более членораздельными, то есть появлялась возможность реализации все более сложных сообщений. Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые выполняла кинетическая (изобразительная) речь, и более того, обеспечить дальнейшую эволюцию речи.

Именно звуковая речь позволила и собственно речи, и мышлению отделиться от наглядности, то есть непосредственного действия.

Разумеется, звуковая речь сразу не стала столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения она длительное время оставалась близкой по своему содержанию к кинетической. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов. Такого рода полисемантизм можно наблюдать у детей одного-двух лет.

Как и у маленьких детей, у наших предков первые слова заменяли целые предложения. Одновременно они были и существительными, и глаголами, и скорее отражали не объекты или явления, а ситуации. Со временем слова стали приобретать более конкретное смысловое значение, они дифференцировались по грамматическим формам. Все это привело к формированию языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом.

Важным этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

Речь как органический психический процесс ограничена врожденными возможностями нашего организма. Человек не может, например, говорить в десять раз быстрее, чем обычно это делает, его активный словарный запас тоже не бесконечен. Интересно, что язык - как система условностей - лишена этих ограничений. Из обычного, "разговорного" языка родились такие искусственные языки, как язык математической логики или языки программирования. С помощью последних, надо это понимать, человек научился общаться с машинами, предварительно, разумеется, создав их такими.

Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом эволюционного и общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.