/ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ кратко

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВП изучает особенности психического развития человека в онтогенезе. Так как она делает акцент на динамике развития, ее иногда называют генетической психологией (от греч. «генезис» – происхождение, становление).

Предметом исследования ВП является возрастная динамика, ведущие закономерности и факторы развития и формирования личности на разных этапах его жизненного пути – от рождения до старости. В возрастной психологии обычно выделяют следующие разделы: детская психология (психология дошкольника), психология младшего школьника, подростковая и юношеская психология, психология взрослого человека и геронтопсихология (геронтология – наука о старости).

ВП тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

Как известно, в общей психологии исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В ВП прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, мировоззрение и т.д. а ВП отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь ВП с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы д/с, школьного класса, подростковых компаний. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучаются в рамках пед. психологии. В и ПП как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: ВП с точки зрения ребенка, ПП – с точки зрения воспитателя, учителя.

Итак, ВП – особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство».

Возраст – определенная эпоха, ступень развития, относительно замкнутый период развития, который характеризуется качественным своеобразием (Л.С. Выготский). Границы возраста подвижны.

Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определенной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, весь ход развития в данный период.

В систематике возрастных этапов оправданно использовать метод «перехлестывания» возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека.

В нашей стране принята следующая периодизация возраста:

младенчество – от рождения до конца первого года жизни;

раннее (преддошкольное) детство – от 1 до 3 лет;

дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет;

а) первый период – от 21 до 35 лет;

б) второй период – от 35 до 60 лет;

пожилой возраст – от 60 до 75 лет;

старческий возраст – от 75 до 90 лет;

10) долгожители – от 90 лет и старше.

Начальный возрастной период образует детство – целая эпоха, которая по своей сути является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство – явление историческое и его содержание и продолжительность изменялись на протяжении веков.

Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье оно изменялось (удлинялось), на современном этапе растянулось во времени, наполнилось сложными видами деятельности, которые копируют в своих играх отношения взрослых – профессиональные, семейные отношения и осваивают основы наук.

Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок.

Традиционно детство, как первая часть ВП, охватывает процесс развития ребенка от 0-7 (6) лет, но современное детство продолжается и после поступления в школу. Ряд психологов рассматривают и подростковый возраст как «затянувшееся детство».

Какой бы точки зрения мы не придерживались по данному вопросу, приходиться констатировать факт, что настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным порогом в 15-17 лет.

Детство период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не приобретает так много, как в раннем и дошкольном возрасте: за 5-6 лет он превращается из беспомощного младенца в достаточно сформировавшегося человека со своими интересами, чертами характера, взглядами на жизнь. Быстрота успехов и скорости проявления новых способностей, не сравнимы ни с каким другим периодом.

Детство период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить процесс развития (Вильям Штерн, Жан Пиаже).

«Парадоксы в детском возрасте – загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать» – Д.Б. Эльконин.

ОСНОВНЫЕ ПАРАДОКСЫ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни, но по физическому строению, организации НС, типом деятельности и способом ее регуляции – наиболее совершенное существо в природе. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длиться его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

В ходе исторического развития происходит обогащение материальной и духовной культуры общества. За тысячелетие человеческий опыт возрос во много раз, но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологических исследований об анатомо-морфологическом сходстве современного европейца и кроманьонца, можно предположить, что новорожденные не отличались друг от друга внешне, но их уровень психического развития разный.

АКТУАЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Задачи развития – те требования, в отношении отдельных психических состояний и свойств, которые ребенок должен достичь в своем развитии. Для того, что бы задачи развития стали условиями, педагоги должны адекватно определить требования к развитию ребенка.

В ыявление специфики развития на определенном возрастном этапе – особенности кризисов, литисов, определенных ситуаций развития.

В ыявление связей между возрастными и индивидуальными особенностями.

О пределение индивидуальных вариантов развития ребенка, выбор методов обучения и воспитания.

В ыявление особенностей развития, «пиков» развития, процессов, состояний, свойств.

Методы возрастной психологии

Метод – способ, прием, который наука использует для изучения предмета.

Ребенка следует изучать: а) в процессе деятельности;

б) в процессе обучения и воспитания.

Метод поперечных (возрастных) срезов. Сравнение свойств, выборок, отличающихся от других по хронологическому возрасту.

Продольный срез (лонгитюдное исследование). Длительное время изучается один и тот же ребенок и один и тот же процесс и сопоставляется.

Поперечный срез. Изучаются одни и те же дети в течение определенного отрезка их жизни. Выявляются особенности развития на определенном этапе.

Комплексные исследования. Возрастной этап изучается комплексно.

Генетико-моделирующие методы. Основаны на каузально-генетическом методе (причинно-следственном).Формирующий ,обучающий ивоспитывающий эксперименты. Это методы активного формирования психических функций личности в целом. В зависимости от задач и целей выбирают различные формы исследования.

Генетически предполагаются следующие этапы:

Констатирующий – этап выявления АУР функций и личностных особенностей.

Постановка гипотезы – выбор методов и методик активного формирования особенностей психики: включение активных методов и форм эксперимента.

Констатирующий эксперимент – осмысление эффективности активного метода формирования.

Близнецовый метод. Осуществление длительного наблюдения за одно- и разнояйцовыми близнецами при варьировании условий их жизни и воспитания. Метод нацелен на выявление соотношений.

Проективные методы. Они основаны на принципе проекции – перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Ребенок, посмотрев на картинку со смутно изображенными на ней фигурами (ТАТ), рассказывает о них, исходя из своего опыта, наделяя их своими заботами и переживаниями.

Социометрический метод. Изучаются отношения между детьми, сложившиеся в группе детского сада или школьном классе.

Личностные и интеллектуальные тесты.

Становление зарубежной возрастной психологии.

ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД

По мнению отечественных и зарубежных исследователей первые работы по психологии детей представляли дневниковые описания развития ребенка в первые годы жизни, которые проводились Д. Тидеманом и были опубликованы в 1787г. под названием «Наблюдения над развитием душевных способностей у детей» (был отмечен ряд разнообразных и специфических форм детской психологии).

Последующие работы: Б. Сигизмунд и А. Куссмануля – немецкие врачи, описавшие особенности психофизиологического развития своих детей. Сигизмунд выделил 5 периодов раннего детства:

9-15 месяцев – пешеход – до говора.

Теория Френсиса Гетчесона (1694 – 1747, шотл. философ)